Ленинский онлайн. Л. ван Бетховен. Симфония №8

17 Марта в 19:00

Просмотров страницы 609



Трансляция будет доступна в указанное время на главной странице в разделе "Видео".

Симфония №8 завершает цикл трансляций симфоний Л. ван Бетховена в сезоне 2020/21 в исполнении Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Ильи Дербилова (запись для трансляции 23 июня 2020).

Симфония №8 фа мажор (1812) компактна и классична по форме и по духу: пронизанная юмором и танцевальными ритмами, она близка к произведениям гайдновской поры. Но все это преломляется через бетховенскую манеру письма. За рамки старинной музыки явно выходит и круг интонаций Восьмой симфо­нии и постоянно присутствующая в ней динамика развития.

Первое сонатное аллегро включает две светлые, праздничные по характеру темы. Разработка — типично бетховенская, целеустремленная, музыка приобретает суровое, драматическое звучание и достигает мощной минорной кульминации в tutti. Возникает напряженное ожидание, которое композитор обманывает внезапным возвращением главной партии, ликующе и мощно звучащей в басах оркестра. Комический эффект содержится в последних тактах, совершенно неожиданно завершающих часть приглушенными перекличками аккордов.

Особенность симфонии – отсутствие лирической части. Ее вторая, скерцозная часть воспринимается как тонкая пародия на размеренную ритмику раннекласицистской музыки. В основе мелодического движения лежит ритм маятника, механически неотступно отбивающего такт. Главная тема этой части является темой шуточного канона Бетховена в честь изобре­тателя метронома Мельцеля.

В третьей части оживает придворный менуэт. Шесть раз под­ряд с комической тяжеловесностью повторяется «притопываю­щий» мотив, прежде чем зазвучит тема. Преувеличенно помпезно трубят духовые инструменты, возвещая конец придворного ритуа­ла. Неожиданным контрастом к менуэту является трио — единст­венный лирический эпизод во всей симфонии. Это — подлинное старинное трио, где солируют три инструмента. Нечто моцартовское слышится в его прелестной мелодии и тонкой гармонии. Тем резче выступает пышная звучность обрамляющего его менуэта.

Головокружительно быстрый финал симфонии сверкает остроумием и неистощимой изобретательностью. Его основная шутливая тема, играющая роль рефрена в этом рондо, возвращается каждый раз в новом обличье. Кажется, будто она ведет за собой хоровод красочных образов, исполненных простодушного веселья и заразительного юмора.

«В финале, одном из величайших симфонических шедевров Бетховена, — бездна юмора, неожиданных эпизодов, разительных контрастов в гармонии и модуляции, бездна самых новых, гени­ально изобретенных оркестровых эффектов», — писал П. И. Чайковский.

Раз в неделю мы отправляем актуальную информацию о мероприятиях

Оформляя данную Подписку, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности и нашим Положением об обработке и защите персональных данных