«Музыка нужна, чтобы оформить душу»: Артем Белов и Екатерина Мочалова ответили на вопросы слушателей после концерта

13 Февраля 2019

10 февраля в Малом зале Ленинского мемориала Ульяновский государственный губернаторский оркестр народных инструментов под управлением главного дирижера Артема Белова представил программу «Аплодисменты солистам». Сочинения отечественных и зарубежных классиков, музыка современных композиторов прозвучали в исполнении солистов — гостьи из Москвы Екатерины Мочаловой (домра, мандолина) и лауреатов международных конкурсов Марии Сахновой (домра) и художественного руководителя коллектива Ивана Крайника (баян). Вдохновенные музыковедческие аннотации к исполняемой программе представила лектор-музыковед Лилиана Черновалова.

thwLusw6pxQ.jpg

Концерт прошел на едином дыхании, динамично и вдохновенно. Его яркая программа включила как сложную для восприятия серьезную музыку, так и признанные домровые и оркестровые хиты.

В первом отделении концерта прозвучали сочинения классиков XIXи XX веков: Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича, Сарасате. Второе было отдано музыке современных композиторов: В. Сорожкина, Е. Подгайца, А. Цыганкова, А. Пьяццоллы, Я. Кувахара. Главными солистами стали домра и мандолина, представленные московской гостьей Екатериной Мочаловой. Во втором отделении концерта к ним присоединился баян, исполнивший аргентинское танго.

cCTmNpf3xpM.jpg

Солисты в этот вечер заслужили не просто аплодисменты — овации. Талант, блистательное мастерство и артистизм Екатерины Мочаловой покорили ульяновского слушателя. Любимцы публики Мария Сахнова и Иван Крайник вновь оказались на высоте. Удивил поклонников ульяновского оркестра народных инструментов и дирижер Артем Белов, который в завершении концерта также выступил как солист: сыграл на мандолине, исполнив в трио с Екатериной и Марией, «бис» - знаменитые «Интродукцию и чардаш» Александра Цыганкова.

SGFoJgAfPgs.jpg

После концерта состоялась творческая встреча с дирижером Артемом Беловым и солисткой Екатериной Мочаловой. Желающих пообщаться и поближе познакомиться с артистами оказалось довольно много: почти треть зрительного зала пожелала остаться, чтобы задать им свои вопросы. Большую часть публики составили постоянные слушатели оркестра. Они сразу охотно включились в общение и долго не отпускали артистов, которые отвечали на вопросы с большим воодушевлением.

QBKWrRHD1F0.jpg

Восхищение концертом, интересной программой, талантом артистов слушатели выражали неоднократно. Некоторым захотелось узнать мнение приглашенной солистки об ульяновском оркестре. Приведем некоторые из интересных вопросов и ответов на них.

«Интересен опыт работы с нашим оркестром: как проходили репетиции? Оцените, пожалуйста, уровень оркестра», - поинтересовалась Виктория Чернышова.

«Не каждый оркестр в нашей стране может «собрать» такую сложную программу за такой короткий срок. Исполнить концерт Шостаковича оркестром русских народных инструментов, где нет медных духовых, где нет соответствующего количества струнных инструментов — это очень непросто. И здесь, конечно, огромная заслуга дирижера. Хочется высказать ему свое восхищение и поблагодарить. Это была наша совместная идея — исполнить музыку Прокофьева, Шостаковича, Подгайца, это был эксперимент. Удался он или нет, судить вам (слушатели аплодируют), - а мне было очень приятно играть эту музыку, думаю, это будет жить!», - ответила Екатерина Мочалова.

На вопрос о продолжительности совместных репетиций, солистка ответила, что их было немного, но отметила, что «было ощущение, будто мы всю жизнь играли вместе! Я чувствовала себя с оркестром так свободно, словно играю с роялем — подобное чувство может возникнуть, только когда играешь со своим «родным» оркестром. Так что (к музыкантам оркестра, сидящим в зале), спасибо вам огромное, вы замечательные музыканты! Надеюсь, что это не последняя наша встреча!»

Главный дирижер оркестра народных инструментов Артем Белов подчеркнул, что Екатерина Мочалова «одна из немногих солистов, с которыми очень легко работать: важно, чтобы солист был понятен дирижеру, чтобы он четко следовал замыслу автора музыки».

uZFdxRC5Hd4.jpg

Эсфирь Дикусар поинтересовалась вопросом возрождения мандолины в России и существованием домры в оркестрах Европы. Исчерпывающий ответ на вопрос представила Екатерина Мочалова: «Конечно, мандолина — это инструмент с мировым именем. В Европе она развивается в академическом ключе, т.е. представлена в системе профессионального музыкального образования в консерваториях Парижа, Брюсселя и других европейских городов. Домра также популярна за рубежом, и оркестры русских народных инструментов там существуют: в Хельсинки, например, оркестру уже сто лет; есть «Домрово-балалаечная ассоциация» в США... Но все эти коллективы любительские. Если и есть там профессиональные домристы, то это наши эмигранты, получившие образование в СССР. Так что, в этом направлении нам необходимо сейчас вести большую работу, ведь интерес к домре за рубежом огромен».

Артем Белов, который также является ярким исполнителем на домре, заметил, что «практически во всех соседних республиках есть оркестры русских народных инструментов, даже в Японии. Недавно в России был японский коллектив им. Шо Китагава, для которого написано переложение известной композиции японского автора Йосики «Аметист». Эту пьесу оркестр исполнял недавно в программе «Танцевальная музыка мира» (прим. концерт в Малом зале филармонии 16 ноября 2018 года).

Риторический вопрос к Артему Белову поступил от слушателя-завсегдатая клуба «Ноосфера»: «Зачем когда-то человечество изобрело музыку и почему в наши дни продолжает ее развивать?», - поинтересовался зритель.

Главный дирижер оркестра русских инструментов пришел к мысли, что «музыка придумана человечеством, чтобы «оформить свою душу»: обрести самосознание, найти свое место в жизни, ведь она помогает нам остановиться и задуматься, отрешиться от повседневных проблем и по-другому взглянуть на мир. Музыка заставляет нас развиваться, совершенствовать себя... Сегодняшняя программа была непростой: мы постарались проникнуть в суть музыки, которую исполняем, и донести до слушателей те глобальные идеи, которые вложили в свои монументальные сочинения Прокофьев, Шостакович, Подгайц... Музыка требует серьезной умственной деятельности. Выходя из зала после концерта, необходимо задать самому себе вопрос: «А хорошо ли я поработал сегодня? Открыт ли я был для этой музыки? Хотел ли я ее понять?»

Творческая встреча с главным дирижером ульяновского оркестра русских народных инструментов продлилась около часа. В ее завершении Артем Белов, отвечая на пожелание одного из слушателей услышать со сцены знакомые народные темы, исполнил на домре импровизированное попурри из популярных народных и классических мелодий.

MGEP1M6vhA0.jpg