А.А. Пластов – иллюстратор к произведениям А.С. Пушкина.
Пластов Аркадий Александрович (1893- 1972) – народный художник СССР, Лауреат Государственной премии(1946), Ленинской премии(1966), Государственной премии им. И.Е. Репина (1972). Автор исторических и тематических картин, портретист, пейзажист, иллюстратор.
А.А. Пластов родился на излёте ХIХ века, «золотого века» русской культуры, и по своему мироощущению, воспитанию был и оставался всю свою жизнь её частью.
Духовное образование он получил в Симбирской семинарии. Воспитание словесностью (латынь, греческий, древнеславянский), труды отцов церкви, русская и мировая литература, философия и просто книги сделали его до отъезда в Москву, до поступления в Училище живописи, ваяния и зодчества вполне сложившимся и достаточно образованным человеком.
В роду Пластовых – священников, сельских учителей, иконописцев читали все и всегда. Образованным, читающим человеком был дед художника – Григорий Гаврилович, иконописец и архитектор. Отец – псаломщик сельской церкви и иконописец Александр Григорьевич был «большим любителем чтения», в доме было много книг, «собранных без всякой системы, случайно» - вспоминал Аркадий Александрович. Читала и мать - Ольга Ивановна. На картине «За старинной книгой» (1933-1936). Ольга Ивановна, просвирня, жена пономаря сельской церкви изображена читающей Евангелие.
Поэзия А.С. Пушкина, вошедшая в творческое сознание художника в раннем детстве, осталась с ним навсегда. «Крохотный синий томик Пушкина «Капитанская дочка» и кольцовское «Что ты спишь мужичок?» было первое, что я узнал из литературы и что пытался иллюстрировать. Зачем? Кто знает! Не помню сам» - писал А. Пластов в автобиографии.

Художник обращался к Пушкину всю жизнь и как читатель, и как иллюстратор, и как художник.
В 1949 г. торжественно отмечалось 150-летие со дня рождения А.С. Пушкина. В разных городах страны прошли торжественные собрания, посвящённые поэту, к юбилею было подготовлено собрание сочинений А.С. Пушкина, выпущена памятная медаль.
Готовился к этому празднику и А.А. Пластов, работая над иллюстрациями к произведениям поэта. В дни празднования журнал «Огонёк» опубликовал репродукцию работы А.А. Пластова «Пушкин в Болдино», выполненную гуашью.
В сознании, в восприятии мира художника поэзия Пушкина жила постоянно, переплетаясь с реальными впечатлениями действительности. Ощущения особенной близости поэзии Пушкина, видимо, связано ещё и с тем, что А.С. Пушкин осенью 1833 г. дважды бывал в Языково - имении Н.М. Языкова, проезжая мимо Прислонихи, и осознание того, что он видел эти поля, эти просторы, горы меловые эти бесконечно дорогие сердцу художника пейзажи, которые воплотились в изумительную по настроению и цельности образа в его рисунке «Пушкин в Болдино» (1949), где подлинный прислонишенский пейзаж соединен с портретом поэта верхом на коне, словно вырастающим из пушкинских стихов:
«Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лед…»
«… Пушкин едет верхом по ржаному полю в серый осенний день. За ним – стадо овец, впереди у огородов – две лошади, золотая березка, амбары; на туманном горизонте – ветрянка, озими, золотистый лесок на грани с небом – вообще все то, что видим мы из окна осенью. В небе сетка галок и ворон, тусклой завесой спускается дождь, дорога грязная, и во всем печаль, сладкая, тонкая нашей осени…», - так описывал он свою работу в письме к жене - Пластовой Н.А. от 27.02.1949 г.
А 1 июня 1949 г. в рабочем посёлке Языково, которое в сентябре 1833 г. посетил А.С.Пушкин, состоялась читательская конференция, посвящённая юбилею поэта. На конференцию был приглашён Аркадий Александрович. Он рассказал о своей работе над иллюстрациями к произведениям Пушкина: «Хорошая иллюстрация делает книгу доходчивой. Сложная задача встаёт перед художником, работающим над иллюстрациями знакомых с детства произведений Александра Сергеевича Пушкина. Он должен глубоко проникнуть в исторический материал, всесторонне изучить эпоху, её обычаи и нравы, людей, которых он будет изображать, самую манеру их держаться. Это благородный и важный труд, потому что от художника требуется, чтобы он своими иллюстрациями дополнил всеми любимые пушкинские образы, изобразил его героев такими, какими мы знаем их по произведениям поэта».
Симбирск и его окрестности прочно были связаны с людьми эпохи А. Пушкина - Н.М. Карамзиным, Н.М. Языковым. В соседних с Прислонихой сёлах во времена детства и юности Аркадия Пластова ещё стояли усадьбы, бытовали предания об их родовитых владельцах.
В 1920-е годы Пластов задумал написать картину о пугачёвском восстании. Желание было не случайным: наглядевшись ужасов Гражданской войны, бунтов притесняемого крестьянства и их жестокого подавления, этой безжалостной диалектики братоубийства и разорения страны, художник выбирает тему народного восстания. Она оставалась главной темой художника на протяжении десятилетий. В течение длительного времени собирался большой этюдный материал: портреты мужиков. Но осуществить свою мечту Пластов так и не смог. Тема у него нашла другое воплощение. Она выплеснулась в большую серию иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1949-1953).
Собранные этюды и эскизы были использованы в ее создании.
16 листов больших полостных иллюстраций, бесчисленные рисунки, композиции, сохранившиеся материалы составляют значимую часть творческого наследия художника. Особое место занимает лист «Суд Пугачева» - сюжет, близкий замыслам пластовской «пугачёвщины».
В нём художник строит рассказ на контрасте: свободная цветоносность пугачёвской стихии (яркий красный кафтан, обшитый золотыми галунами, соболья шапка с золотыми кистями, надвинутая на его сверкающие глаза противопоставлена сдержанным краскам в изображении окружающей его толпы (пастельные - розово – серые, зеленоватые, голубые в изображении «мирной жизни»).
Образы достоверны, они не придуманы, а взяты из жизни, проверены натурой.
Изучая и обдумывая пугачёвскую тему, художник вновь и вновь обращается к Пушкину, идёт вслед за ним, в стремлении постичь правду истории. Работая над иллюстрациями, в письме жене Наталье Алексеевне в 1954 г. Аркадий Александрович писал: «Все неисчислимые подробности про пугачёвский бунт полны остроты и глубокого интереса для меня даже при беглом и стремительном просмотре. Я всё думаю, что, перебрав всё, что гений Пушкина счёл нужным посмотреть, прежде чем начать историю пугачёвского бунта, я уразумею больше и ярче то, что мне хочется сыскать в этой смутной и грозной эпопее».
А.А. Пластов делал иллюстрации и к другим произведениям А. Пушкина: поэмам «Руслан и Людмила», «Полтава», «Сказке о царе Салтане», к повести «История села Горюхина». Но самые значительные были написаны к «Капитанской дочке». В разное время иллюстрации использовались в оформлении нескольких изданий собраний сочинений поэта в 1949-1950; 1954, 1978, 1980, 1982 гг.
Подготовила – старший научный сотрудник отдела фондов – В.А. Горохова