Артем Крутько и Владислав Муртазин исполнили музыку эпохи Барокко на фестивале «Осенние гастроли» в Ульяновске

12 Ноября 2019
А.Крутько в Ульяновске.jpg    В.Муртазин в Ленинском мемориале.jpg      В.Муртазин в Ульяновске.jpg  Музыковед И.Кривошеева.jpg



Концерт «Орган и голос: магия барокко» прошел 9 ноября в Большом зале Ленинского мемориала. Прозвучали вокальные и инструментальные сочинения авторов XVII-XVIII столетий: Кристофа Виллибальда Глюка, Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха, Генри Пёрселла. Сочетание голоса и органа погрузило слушателей в атмосферу возвышенной красоты, окутало тонкой дымкой прошедших веков. Солист Мариинского театра контртенор Артем Крутько покорил публику своим красивым голосом и мастерским владением им. В певучих и виртуозных ариях из опер «Орфей и Эвридика» Глюка, «Король Артур» и «Дидона и Эней» Пёрселла, опер Генделя «Ксеркс», «Ринальдо» и «Юлий Цезарь в Египте» ему удалось подчеркнуть выразительность и богатую эмоциональную наполненность образов, раскрыть красоту музыкального языка эпохи Барокко. Артем Крутько ведет активную концертную деятельность, и с каждым годом его гастрольный график становится плотнее, а репертуар расширяется. Большой диапазон голоса открыл перед артистом большие перспективы в исполнении как старинной, так и современной музыки: от арий из опер зарубежных и русских композиторов XVII - XIX веков - до романсов современных авторов. В то же время, Артем отдаёт предпочтение музыке, написанной специально для контртенора, где голос оказывается в своей естественной среде. В основном, это музыка европейских композиторов, но и русские композиторы писали замечательные партии, подходящие по складу и диапазону для такого голоса - тот же Лель из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, Ратмир из «Руслана и Людмилы» и Ваня из оперы «Жизнь за царя» Глинки, Фёдор в опере Мусоргского «Борис Годунов». «Когда я пою старинную музыку, я как будто улетаю куда-то. Я передаю свои чувства, свои эмоции зрителям. Они так же отдыхают, медитируют, расслабляются, забывают о своих проблемах. Такая музыка, я бы сказал, цепляет за живое, берет за душу. В каждом городе я запоминаю не достопримечательности, а публику, которая приходит на концерты. И в Ульяновске, даже еще в первый мой приезд в 2007-м году, она мне запомнилась теплотой, отзывчивостью, мне было комфортно петь, я чувствую себя здесь, как дома», - поделился впечатлениями Артем Крутько. Мнение вокалиста о сущности музыки эпохи Барокко и неиссякаемом интересе к ней поддержал органист народный артист Республики Башкортостан Владислав Муртазин. «Для меня музыка - это эмоция. А в музыке барокко это есть. Причем, в отличие от музыки романтизма, где предметом внимания был изломанный душевный мир человека-романтика, музыка эпохи Барокко обращена в сторону божественного, это была ее задача. В ней заложено стремление к Всевышнему, к Богу. Это то, чего не хватает человеку. В музыке заложена эмоция стремления человека к Богу так, как мы его понимаем. Каждый человек, даже ярый атеист или агностик, - он все равно человек верующий, хотя бы потому, что он что-то про себя думает. Наверное, поэтому интерес к такой музыке в современном обществе не угасает», - прокомментировал Владислав Муртазин. В этом концерте поклонники музыки услышали разные органы – относительно небольшой барочный орган, на котором органист Владислав Муртазин аккомпанировал певцу, и большой орган кафедрального собора, на котором органист исполнял свои сольные произведения. Звуки этих реально существующих в европейских городах исторических инструментов хранятся в памяти электронного органа «Хауптверк», а технические возможности инструмента позволяют создать в концертном зале богатое, объёмное органное звучание с эффектом храмовой акустики. В исполнении Владислава Муртазина прозвучали известные произведения, являющиеся украшением любого органного концерта: Хоральные прелюдии, Токката и фуга ре минор и Прелюдия и фуга ми минор Иоганна Себастьяна Баха. Конечно, любители органной музыки не смогли не наградить музыкантов бурными аплодисментами, возгласами «браво», «бис» и восторженными отзывами. По словам музыковеда Ирины Кривошеевой, город как будто ждал такой музыки. «Буквально с первого звука в зале установилась какая-то особенная, можно сказать, благоговейная тишина. Некоторые арии исполнялись в наших концертах и раньше. Но только в звучании контртенора музыка старых мастеров открылась во всей своей красоте. Голос Артёма Крутько оказался необыкновенно сильным, гибким, подвижным и богатым по своим краскам. Иногда этот голос почти растворялся в тишине, иногда в нем чувствовалась сила и крепость стали. Певец, тщательно выводя сложные узоры барочной музыки, никогда не терял из вида главную мелодическую линию и всегда подчинял технику задаче создания образа. Прекрасно слаженный ансамбль голоса и сопровождения оставил впечатление полной гармонии вокальной и инструментальной составляющих концертной программы. Высокой оценки заслуживает и исполнение Владиславом Муртазиным органных композиций Баха: всё точно, спокойно и чётко. Без лишней аффектации и с большой проникновенностью, особенно в «тихих» хоральных прелюдиях. Тот случай, когда хотелось слушать ещё и ещё… Спасибо Артёму и Владиславу за такой чудесный концерт», - прокомментировала Ирина Кривошеева. «Великолепный концерт! Спасибо мастерам! Чудесный голос - необычайно высокий, красивый, и игра органиста оставили неизгладимое впечатление в душе! Браво мастерам! И спасибо за арию «на бис»! Спасибо за трепет души и доставленную радость!», - написала в соцсетях слушатель Вера Гордеева.

Публика на концерте А.Крутько и В.Муртазина в Ульяновске, БЗЛМ.jpg