Сердцу милый городок. Железнодорожный вокзал

15 Ноября 2019

Симбирск – город старины...

Там много исторических домов,

Где жили те, кто до сих пор известен:

Там рождены и Керенский, и Ленин,

И Карамзин там жил, и Гончаров...

С. Эсьмонт

В фондах Ленинского мемориала сохранилась почтовая карточка с изображением первого вокзала Симбирска. Идея его создания появилась во время строительства железной дороги Инза – Симбирск. Руководителем стройки стал предприниматель Николай Карлович Фон Мекк. Торжественная закладка здания вокзала состоялась 4 июня 1897 года. В конце 1898 года все работы по строительству железнодорожной линии, вокзала, депо и товарных станций были завершены. Спустя три недели, 17 января 1899 года, состоялось торжественное открытие вокзала. Церемония началась с молебна, который провел епископ Симбирский и Сызранский  Никандр. Он окропил святой водой здание вокзала, благословил присутствующих и служащих железной дороги. Затем городской глава поднес Фон Мекку хлеб с солью в знак благодарности и завершения строительства. Здание вокзала было построено по типовому проекту: одноэтажное и кирпичное. И носило название – «Симбирск-1».

Интересный факт: первоначально по проекту намечалось, что железная дорога будет проходить через г. Карсун, но купцы, боясь конкуренции и потери прибылей, воспротивились. Так узловой станцией стала Инза, а не Карсун.

После переименования Симбирска в Ульяновск постановлением ЦИК Союза СССР 4 июля 1924 года железнодорожная станция  «Симбирск-1»  стала станцией «Ульяновск- 1». 

В годы Великой Отечественной войны, когда Ульяновск стал центром эвакуации, когда потоками шли эшелоны с раненными и оборудованием, встал вопрос о расширении здания. Его проект разработал коллектив Центральной архитектурной мастерской Министерства путей сообщения под руководством М.А. Готлиба. Оно стало первой крупной стройкой в эти годы. Новое помещение было построено на месте прежнего вокзала. Строительство шло с мая 1951 по декабрь 1952 года. Новый вокзал стал двухэтажным с двумя боковыми одноэтажными корпусами. Главный корпус завершается небольшой башней со шпилем, увенчанным звездой в окружении колосьев. Также была увеличена привокзальная площадь, на которой в 1954 году был установлен памятник Владимиру Ульянову-гимназисту.

Со временем и это здание вокзала стало тесным  и железнодорожную станцию перенесли  в Киндяковку, где в  1970 году было построено современное здание вокзала Ульяновск – Центральный.