У истоков Ленинианы. Ко Дню Памяти В.И. Ленина

21 Января 2021

Одной из новых тем советского изобразительного искусства, рождённого революцией, была тема её героев, её вождей, вставших во главе революционного движения. Художественная эпопея о вожде трудящихся стала называться Ленинианой. Как новый вид искусства она создавалась на протяжении многих десятилетий.

Особое место занимают работы современников В.И. Ленина, заложившие основу в создании Ленинианы. Некоторые из них хранятся в фондах Музея-мемориала В.И. Ленина. Это, прежде всего, бюст В.И. Ленина, на переднем срезе которого печатными буквами написано «Ленин», на боковом – подпись скульптора «М.Я. Харламов» и дата окончания работы «1923 г.». На тыльном срезе значится, что работа отформована в мастерской Академии художеств в Петрограде. Этот бюст в 1983 г. передал в дар музею известный московский коллекционер Виктор Самойлович Михайлович, в семье которого он хранился более 60 лет.

К сожалению, имя Матвея Яковлевича Харламова долгое время оставалось малоизвестным. Харламов жил и работал в Лигове, под Ленинградом, в мастерской, построенной и оборудованной им самим. Скончался он внезапно от сердечного приступа 18 ноября 1930 г. В годы войны Лигово было оккупировано, сожжено, погибли мастерская и дом скульптора, где находились многие его произведения, в том числе посвящённые В.И. Ленину библиотека, архив, отражающий его работу. Фашисты истребили многие памятники, созданные Харламовым и установленные в городах и посёлках, попавших в оккупацию. Эти обстоятельства сильно усложнили исследование творчества скульптора. Большую помощь музею в поиске сведений о жизни и творчестве М.Я. Харламова оказали сотрудники научной библиотеки Российской академии художеств.

Матвей Яковлевич Харламов родился в 1870 году в Одессе. Учился в Одесской рисовальной школе, затем окончил с отличием Академию художеств по классу профессора В. Беклемишева, в качестве пансионера Академии был командирован за границу. Перед молодым скульптором раскрылись двери музеев Рима, Берлина, Лондона. Но его неудержимо тянуло в Россию.

Революцию Матвей Яковлевич принял с открытой душой, отдал ей свой талант и творческий опыт. Харламов становится одним из активнейших участников ленинского плана монументальной пропаганды. Со страстью и творческим подъёмом участвует он во всех конкурсах и выставках тех лет. Труд скульптора оказался нужным новой России.

Совершенно закономерно, что Харламов, прежде всего, стремился постичь образы людей, созидающих новую жизнь, - образы революционеров. Одним из самых горячих его желаний было увековечить вождя революции – В.И. Ленина.

Первый общественный заказ на скульптурный портрет Владимира Ильича поступил в Петроградский совет профсоюза работников искусств в декабре 1922 г. от комитета, созданного для организации помощи голодающим жителям Поволжья (Помгол). Он был передан на рассмотрение в совет секции скульпторов. К работе приступили М. Харламов, В. Разумовский, И. Крестовский, Луканин и Астафьев. 17 января 1923 г. они представили свои работы просмотровой комиссии скульпторов. Бюст работы Харламова был признан лучшим и рекомендован к распространению. Харламов выполнил два бюста вождя: один высотой 27 см, второй – 60 см. В 1923 г. один из них демонстрировался на выставке произведений петроградских художников всех направлений. Он был единственным портретом вождя, представленным в экспозиции, и едва ли не первым в истории советского искусства.

Второй харламовский бюст В.И. Ленина большего размера, выполненный по заявке Помгола, был установлен жильцами у дома на Широкой улице в память о том, что здесь Владимир Ильич жил в 1917 году по возвращении из эмиграции. Он считается первым прижизненным памятником В.И. Ленину.

Солидный размер определил дальнейшую судьбу этого произведения: отливки бюста стали устанавливать в качестве памятника вождю после его смерти. Матвей Яковлевич стал первым в Петрограде, кто создал скульптурный портрет В.И. Ленина для массового распространения.

Скульптор не приступал к созданию больших бюстов и фигур Ленина, мечтая о личной встрече с ним. Но случая не представилось.

Во время траурного шествия трудящихся Харламов находился у гроба Ленина в Колонном зале Дома Союзов: он лепил рельеф, стоя рядом с И. Шадром. За этой работой он внимательнейшим образом разглядел и запомнил на всю жизнь лицо Владимира Ильича. Харламова поразила красота строения головы и лба. Своё впечатление скульптор передаст в последующих портретах вождя.

В первые дни траура во многих городах, сёлах и деревнях рабочие и крестьяне стали собирать средства на постройку памятников Ленину, обращаться с этими запросами в только что созданную комиссию по увековечению памяти вождя. Чтобы удовлетворить их, производственному бюро при Академии художеств в Ленинграде было предоставлено исключительное право на создание и распространение бюстов вождя. Почётный заказ получили несколько ленинградских скульпторов и среди них Матвей Яковлевич Харламов. Работы Харламова в 1924 году занимали значительное место в формовочной мастерской Академии художеств. Переведённые в гипс и бетон они были повторены много раз.

Что же является характерным в бюстах Харламова? При безусловном портретном сходстве – стремление к обобщению и монументализации, строгий отбор пластических средств. Одни бюсты предназначались для помещений и носили в известной мере камерный характер, другие скульптор делал с учётом того, что они будут находиться на небольших площадях и в скверах.

Деятельным и напряжённым стал для Харламова 1925 год в связи с открытием на «Красной выборжце» цеха художественного литья. В цехе завода была создана мастерская для скульптора, где он работал, не зная покоя, наблюдая и за качеством литья.

Нельзя забывать, что скульптор шёл непроторёнными путями. Уже другие, после него, будут долго и тщательно отрабатывать многое из того, что было найдено Харламовым, в том числе и знаменитый ленинский жест поднятой руки, и энергичный наклон туловища.

В архиве завода «Красный выборжец» хранятся материалы комиссии по увековечению памяти В.И. Ленина при Ленинградском губисполкоме. Особенно любопытен документ от 14.07.26 г. «Необходимо отметить <…> художественно правильный и идейно продуманный подход тов. Харламова к стоящей перед ним задаче монументального изображения Ленина. По мнению Комиссии, основным достоинством рассматриваемой работы является оригинальность мотива, монументальный стиль. Статуя – первая удавшаяся попытка разрешения проблемы увековечения памяти вождя в плане монументального изображения».

Вскоре после смерти В.И. Ленина был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Ленину перед Финляндским вокзалом. Помимо открытого конкурса, в котором мог участвовать каждый, нескольким художникам были заказаны проекты. В их числе был и Харламов.

Как известно, среди авторов, воплотивших проект памятника перед Финляндским вокзалом, нет Харламова, но в тогдашней печати отмечалось интересное решение, предложенное Харламовым, и победителям конкурса советовали воспользоваться найденными им некоторыми удачными композиционными приёмами.

Наряду с большими работами скульптор создаёт целую серию жанровых скульптур, в которых он изображает Владимира Ильича в различных действиях и состояниях: на охоте, отдыхающим, задумчивым, слушающим.

Наряду с Н.А. Андреевым, И.И. Бродским, Н.И. Альтманом Харламов М.Я. стоял у истоков советской Ленинианы, и это составляет его наибольший вклад в советское изобразительное искусство.