Жизнь в искусстве

22 Февраля 2021


22 февраля исполняется 136 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Архангельского – одного из главных творцов культуры нашего края, его первого художника-летописца.

Ульяновский Музей-мемориал В.И. Ленина хранит и широко использует во всех направлениях музейной деятельности обширный личный фонд Д.И. Архангельского, научный и информационный потенциал которого поистине неисчерпаем.

Неоценимый вклад в его формирование внесла внучка художника – Наталья Андреевна Мешалкина – хранительница огромного творческого наследия дедушки. Только благодаря ей значительная часть этого наследия получила ульяновскую прописку.

Долгую и плодотворную жизнь Дмитрия Ивановича Архангельского можно разделить на три периода: симбирский (1885-1934), обнинский (1934-1941) и подмосковный (1941-1980). И если до 1998 г. в фондах музея хранились работы художника, написанные только в Симбирске-Ульяновске, то в настоящее время коллекция авторской графики Д.И. Архангельского позволяет в полной мере проследить весь его творческий путь.

Об Архангельском – художнике можно говорить бесконечно. Его работы – настоящая песнь Родине, России. Палитра – всегда чистая, свежая, как родниковая вода. Она освежает душу, даёт новые силы человеку, любовь к жизни, к красоте природы, к прекрасному. Как отмечал заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И. Репина Виктор Васильевич Киселёв, который называл Архангельского учителем, другом и просто дядей Митей», «<…> в жизни Дмитрий Иванович всегда видел красоту и радость. <…> Искусство его было правдивое, радостное, солнечное, светилось искренностью и простотой». В одном из писем Петра Григорьевича Панина своему первому учителю по искусству, Д. Архангельскому, есть такие строки: «В акварели нет конца исканиям. И путь творчества тяжёлый, медленный, трудный, упорный. Писать душой, кровью, переживанием, любовью, <…> создать правдивое, родное, красивое можно только сердцем». И каждая акварель Дмитрия Ивановича создана именно сердцем.

«И тут нужно сказать, что именно акварель сопутствовала успеху Дмитрия Ивановича, он прославился именно акварельными пейзажами. Именно акварель давала то неповторимое, что есть в его пленительных пейзажах: нежность, задушевность, живой трепет, очарование. Порой где-то недосказанность, намёк творили чудеса. И масляными красками Дмитрий Иванович немало работал, выполнял пейзажи, и были удачи, однако того обаяния, что в его акварельной живописи, не было. Его акварели заставляют переживать и волноваться, и радоваться, загрустить порой. И вдруг напомнят что-то такое родное, что защемит сердце. Краски этих акварелей могут звучать как музыка, потому что они положены рукой художника, который познал назначение своего призвания», – писала Г.Д. Невзорова.

Дарование Архангельского многогранно. Он не только тонкий художник, но и краевед, историк, этнограф, коллекционер. А ещё, как говорили те, кто хорошо знал Дмитрия Ивановича, – святой человек.

Но обширность и значительность сделанного Д.И. Архангельским за его долгую жизнь не может заслонить главного в наследии художника – многих сотен листов акварельной живописи. У Дмитрия Ивановича был девиз: «Ни дня без этюдов». Этому девизу он был верен до конца своих дней.

Родной город, Волга, волжская деревня навсегда стали основной темой пейзажей художника. Другая главная тема творчества – русская природа.

Алексей Александрович Вольтер – художник, первый председатель правления Московского Союза советских художников, с которым Архангельский познакомился в 1909 г. в Петербурге в художественной студии, и они стали друзьями, писал Дмитрию Ивановичу: «Я получил вырезку из газеты, где твою замечательную живопись называют поющей акварелью: и это очень меткое определение всего твоего творчества. В своих акварелях ты – художник – воспеваешь красоту природы. Тебе никогда не скучны пейзажи твоей Родины. Один и тот же мотив ты воспеваешь по несколько раз и каждый раз находишь всё новые и новые нюансы, которые создают и новые переживания и настроения. Да, ты замечательный и неустанный певец природы. Даже в самых пасмурных и сереньких днях ты находишь поэзию. Ты убедительно заставляешь зрителя твоих произведений увидеть красоты, мимо которых они проходили, и вместе с тобой переживать, то, что пережил ты, созерцая то или иное состояние природы, так много говорящее твоему сердцу и душе. Ты замечательный поэт в красках и твои акварели действительно поют».

Ценители и поклонники творчества Дмитрия Ивановича Архангельского многократно высказывали пожелания о необходимости тщательного сохранения и издания его художественного наследия как неоценимого вклада в отечественную культуру и искусство.

В начале 2000-х годов появилось несколько изданий, посвящённых творчеству Д.И. Архангельского. В настоящее время ждет своего выхода в свет альбом «Золотой фонд Ленинского мемориала. Графика Дмитрия Ивановича Архангельского».

Объём коллекции не позволяет показать её целиком в одном альбоме. Надеемся, что музею удастся реализовать целый ряд издательских проектов, направленных на популяризацию многогранного дарования и незаурядной личности Д.И. Архангельского, в виде серии тематических альбомов.

Как справедливо отметила Т.Ю. Пластова: «Не только творчество, а сам облик этого Человека, Художника, Учителя, Подвижника, Праведника, в самом высоком русском смысле этого слова, путь его жизни представляют сегодня для нас несомненную ценность нравственного примера.».

Старший научный
сотрудник музея
В.М. Костягина