Детская периодика 19 века. Чтение в семье Ульяновых

21 Апреля 2021

В рамках Года книги мы затронем сегодня периодические издания для детей — журналы и газеты, которые прошли довольно непростой путь становления и развития.

13833.750x0.jpg

Детская периодика - составная часть детской литературы, хотя до середины XVII в. детской литературы как специальной разновидности не существовало. Во второй половине XVIII в. литература для детей складывалась под влиянием возросшего интереса к вопросам воспитания и расцвета книгопечатания. Начало истории детских периодических изданий в России положил журнал Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789 гг.). Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки.

«Детское чтение для сердца и разума» пользовалось огромной популярностью у читателей, во многом благодаря творческому коллективу, привлеченному издателем к сотрудничеству. В журнале печатались произведения Н.М. Карамзина, переводы произведений Вольтера, Лессинга, Томсона и т.д. Следом за журналом Новикова периодические издания для детей стали появляться одно за другим: «Друг юношества и всяких лет», «Друг детей», «Новое детское чтение», «Задушевное слово» и др. Появляется первый частный журнал - журнал «Звездочка» (1842-1863) А. О. Ишимовой, предназначенное для девочек.

В 60-х годах XIX века возник спор по вопросу правомерности существования детского журнала как особого типа издания, продолжавшаяся до 1917 года. Детская периодика обвинялась в оторванности от социальной действительности. В детской журналистике была выдвинута принципиально новая задача: не просто просвещать юных читателей, а активно влиять на формирование мировоззрения.

Первой газетой для детей, появившейся в России благодаря детской писательнице С. П. Бурнашевой, считается газета «Калейдоскоп», вышедшая в 1860 году. Она мало чем отличалась от журналов для детей того времени – в газете печатались поучительные истории, исторические факты, биографические повести из жизни известных людей, биологические и ботанические «диковинки», всё это дополнялось баснями, стихами русских поэтов. Газета «Калейдоскоп» просуществовала недолго (1860–1862), но послужила прообразом последующих детских газет.

4802_51b0c41ab460d390da7a8f847772b751.jpg

Таким образом, дореволюционные периодические издания накопили немалый опыт в деле общественного и нравственного воспитания подрастающего поколения, и их традиции во многом имеют продолжение по сей день.

Семья Ульяновых отличалась высокими культурными интересами. И чтение книг было одной из потребностей в жизни каждого члена семьи. Мария Александровна была первой учительницей своих детей. С ее помощью дети с пятилетнего возраста начинали учиться читать: с той поры в их жизнь входили книги, раскрывающие перед ними широкие жизненные горизонты.

Одним из любимых детских журналов в семье Ульяновых было «Детское чтение». В каждом номере публиковались рассказы или повести, популярные очерки о природе и окружающей среде, исторические материалы, занимательные игры и задачи.

Ульяновы с жадностью впитывали все новое, что давала обществу передовая литература. Они постоянно следили за прогрессивными журналами своего времени: «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы». Все члены семьи интересовались и новинками художественной литературы. Как только выходила новая книга, Ульяновы собирались вместе и читали ее вслух. Так, Илья Николаевич по вечерам читал в кругу своих родных печатавшийся тогда частями роман Льва Толстого «Война и мир».

Систематическое чтение в детстве и юности оказало большое влияние на дальнейшее развитие детей семьи Ульяновых. Умело руководя ими в выборе литературы, Илья Николаевич и Мария Александровна прививали своим детям высокие идеалы, любовь к творческому труду и знаниям.

0001.jpg