40 лет первого полета ульяновского "Руслана"
Сегодня 30 октября – знаменательный день в истории авиастроения Родины В.И. Ленина. 40 лет назад в этот день совершил свой первый полёт выпущенный Ульяновским авиационным промышленным комплексом (УАПК) тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-124 «Руслан». Это событие стало результатом почти 10 лет самоотверженного труда многотысячных коллективов строителей и работников УАПК - Всесоюзной ударной комсомольской стройки для целенаправленного решения задачи особой государственной важности – освоения серийного выпуска этого остро необходимого для обеспечения обороны страны сверхтяжёлого военно-транспортного самолёта.
К 1985 году строителями было сдано для УАПК 956 тысяч квадратных метров производственных площадей, а первая деталь для самолёта Ан-124 была выпущена на заводе в июле 1981 года. В феврале 1983 года в стапель был заложен фюзеляж первого самолёта Ан-124, а в октябре того же года первый фюзеляж был передан на внестапельную сборку. 8 декабря 1984 года изделие «400» было передано в цех окончательной сборки.
Характерно, что оружием успеха на строительстве ульяновского самолёта-первенца была молодёжь. В марте 1985 года производство окончательной сборки возглавил 37-летний Владимир Давыдов. Ещё моложе были многие начальники цехов, участков, бригад. До конца года первый Ан-124 должен был подняться в воздух. Значит, собрать крупнейший в мире авиалайнер предстояло за 4-5 месяцев. Воистину – штурм неба.
"Работа шла сутками", - вспоминал позднее В.В. Давыдов. Несмотря на столь жёсткий темп, благодаря жёсткой позиции представителей ОКБ Антонова и заказчика, поддерживаемой генеральным директором УАПК Ф.З. Абдулиным и главным инженером А.А. Гуляевым, на самолёт брак не просачивался. Наконец, 10 октября 1985 года состоялась долгожданная выкатка самолёта Ан-124 из сборочного цеха и отправка его на аэродромный комплекс, предусмотренный в составе промкомплекса УАПК под скромным шифром «площадка «А».
Главным сооружением расположенного в 10 километрах восточнее основных сооружений промузла аэродромного комплекса, является взлётно-посадочная полоса (ВПП), которая протянулась с запада на восток на 5,1 километра (к 1987 году), шириной 105 метров. Через 200 метров параллельно с этой полосой проходит малая рулёжная дорожка (МРД) такой же длины, шириной 22,5 метра. Всего для обслуживания этой взлётно-посадочной полосы было построено более 60 объектов различных габаритов. Наиболее внушительны – доводочный ангар (в плане 120 х100 метров) и малярный ангар с электрокотельной (размером 100 х100 метров). Два этих здания высотой 36 метров были запроектированы по типу производственных модулей главного корпуса.
Вместе с тем, как отмечали непосредственные участники событий тех дней, к концу октября 1985 года ещё не все объекты аэродромного комплекса были доведены до полной строительной готовности. Аэродром был недостаточно оборудован, границы обозначались весьма условно. Но была готова взлётно-посадочная полоса (3,5 километра), магистральная полоса, основные рулёжные дорожки. Был ещё передвижной командно-диспетчерский пункт (СКИП), смонтированный на автомашине. С двух сторон ВПП были задействованы радиоприводы. Успешно работала сформированная метеослужба
Подготовку первого полёта самолёта Ан-124 в Ульяновске осуществлял коллектив лётно-испытательной станции УАПК (ЛИС, с 1987 года - ЛИК), укомплектованный к лету 1985 года опытными авиаспециалистами численностью около 200 человек. Руководил коллективом начальник ЛИС Карелин Юрий Иванович – военный лётчик, после окончания Куйбышевского авиационного института (1966 год) прошедший в Ташкентском производственном объединении трудовой путь от авиационного техника до заместителя начальника ЛИС по производству.
На УАПК – с 1978 года, с марта 1980 года – начальник ЛИС (с февраля 1987 года - начальник ЛИК). Активно участвовал в строительстве лётно-испытательного комплекса (ЛИК), в организации первого полёта и испытаниях Ан-124 «Руслан».
Заместитель начальника ЛИС по производству – Гнусин Юрий Николаевич, на УАПК с 1983 года (в 1987 г. назначен главным инженером ЛИК). Участвовал в освоении и запуске самолёта Ан-124 «Руслан», обеспечении его первого полёта.
Начальник контрольно-испытательной станции ЛИС – Куликов Алексей Николаевич, на УАПК с января 1983 года. Активно участвовал в подготовке производства и проведении испытаний самолётов Ан-124 «Руслан» и Ту-204. Задача этого подразделения ЛИС – подготовка самолёта Ан-124 к первому полёту, включая проверку всех узлов, двигателя.
Алексей Николаевич вспоминает, что на финальном этапе они работали в две смены (по 12 часов). Он особо отмечает профессионализм главного инженера УАПК Гуляева Анатолия Алексеевича, оперативность генерального директора Абдулина Фена Загидовича в решении всех вопросов, связанных с подготовкой самолёта Ан-124 к первому полёту. Наиболее сложно решался вопрос поставки (из города Щёлково Московской области) приборного комплекса для проверки самолёта. Самолёт перед полётом взвешивали (весы изготавливались в городе Одесса). Вопросы пожарной безопасности лично курировал Рассадин Юрий Фёдорович - начальник управления пожарной охраны УВД Ульяновской области.
Первоначально датой первого полёта ульяновского самолёта Ан-124 «Руслан» (серийный номер 01-77, «семёрка») был определён день 29 октября 1985 года – День рождения Ленинского Комсомола, но в тот день сложились неблагоприятные погодные условия, в том числе сильный боковой ветер. Полёт был перенесён на 30 октября. Но в ночь ударил мороз и выпал снег. Встал вопрос: «Откладывать вылет?». Заместитель начальника ЛИС по производству Гнусин Ю.Н. вспоминал: «Все заметно нервничают. Мне предстояло быть непосредственно на борту и контролировать работу инженерно-технического состава. Каждая бригада во главе с инженером по эксплуатации готовила системы и, только всё тщательно проверив, инженер совместно с ОТК расписывались в акте готовности на полёт. Инженер по эксплуатации Володя Колчин акт не подписывает, пока не установят ключи в систему опознавания. А устанавливать нельзя – нет команды. Инженер по эксплуатации Валерий Лапко тоже ждет решение на вылет – ему ведь нужно гироскопы раскрутить и вывести на режим. Рядом находится главный конструктор Пётр Балабуев, который каждые пять минут спрашивает: «Как у тебя дела? Всё ли работает?».
После обеда был дан благоприятный прогноз синоптиков. Прошла команда о подготовке к взлёту. Быстро были завершены подготовительные работы, в том числе для подсушки бетона пустили воздуходувки, сделанные на базе двигателей, снятых с МиГ-15, в помощь им разъезжал взад-вперёд Ан-12, гоняя воздух работающими винтами. «Семёрка» пробежалась. Командир корабля, ведущий лётчик-испытатель в том полёте А.В. Галуненко доложил, что сцепление с полосой нормальное, взлетать можно.
По команде все уборочные машины ушли с взлётной полосы, со СКИП взлетела зелёная ракета. Первым юркнул в небо самолёт-разведчик погоды Л-39 и скрылся в разрывах облаков. После этого Ан-124 ушёл на исполнительный старт и ждал взлёта Ту-134, который должен вести фото- и видеосъёмку. В воздухе Ан-124 и Ту-134 должны синхронно параллельно лететь. Взлетев, Ту-134 делает большой круг, ожидая Ан-124.
По свидетельству Гнусина Ю.Н., в 14 часов 20 минут Ан-124 начал разбег по ВПП и с рёвом оторвался от земли. За штурвалом Александр Васильевич Галуненко – заслуженный лётчик-испытатель СССР, мастер спорта международного класса, кандидат технических наук. В составе экипажа: второй пилот Сергей Максимов, ведущий инженер по лётным испытаниям Михаил Харченко, старший бортинженер Александр Шулещенко, бортинженер по авиационному оборудованию Сергей Жовнер, штурман Валерий Солошенко, бортрадист Игорь Слинченко.
Кроме того, в составе экипажа инженеры по лётным испытаниям ЛИС УАПК Анатолий Данилов и Александр Романенко. Полёт продолжался 1 час 55 минут на высоте 4000 метров и прошёл успешно. По согласованию с центром управления воздушным движением Ан-124 в сопровождении Л-39 на высоте 2000 метров сделал круг над Новым городом, прошёл над корпусами. Многие жители и работники УАПК с восторгом наблюдали за первым полётом созданного на УАПК самолёта Ан-124 «Руслан».
По команде, используя паузу между снежными зарядами, Ан-124 пошёл на посадку. Коснувшись бетонки, «Руслан» элегантно пробежал по ВПП, вышел на рулёжку и замер. Открылась дверь – и весь экипаж был подхвачен на руки встречающими, лица которых сияли от радости. Потом были поздравления экипажу и руководству, цветы, фотография на память. В дальнейшем основные испытания Ан-124 проводились на Киевской лётно-испытательной и доводочной базе в Гостомеле. В музее филиала ПАО «Ил»-Авиастар, в память о первом полёте «Руслана», хранится летный шлем с автографами членов того экипажа.
Куликов А.Н отмечает, что по традиции первый полёт самолёта Ан-124 «Руслан» проводился без торжественных излишеств. На аэродроме в этот день были руководители УАПК: генеральный директор Абдулин Ф.З., главный инженер Гуляев А.А., главный инженер по строительству Радюк Б.Д., заместитель генерального директора по производству Пильник М.П., начальник ЛИС Карелин Ю.И.; генеральный конструктор АНТК имени Антонова Пётр Васильевич Балабуев, главный конструктор «Руслана» Виктор Ильич Толмачёв и лишь несколько руководителей подрядных строительных организаций. Не было руководителей из «высоких кабинетов» областного и городского уровня, высказывавших позже нарекания по этому поводу. К счастью, автору этих строк удалось частично увидеть первый полёт «Руслана» на этапе его захода на посадку, а также благодаря главному инженеру УАПК А.А. Гуляеву, побывать в самолёте Ан-124 в цехе окончательной сборки перед его выкаткой на аэродромный комплекс.
Успешный первый полёт самолёта Ан-124 «Руслан» и его лётных испытаний по полной программе доказал способность авиастроителей Родины В.И. Ленина осуществлять его серийный выпуск. 23 января 1986 года государственной комиссией был подписан Акт приема в эксплуатацию 1-й очереди УАПК. Всего в Ульяновске произведено 36 самолётов Ан-124 «Руслан». В настоящее время филиал ПАО «Ил»-Авиастар выпускает глубоко модернизированные самолёты Ил-76МД-90А, а также производит техническое обслуживание, ремонт и продление ресурса летной годности самолетов Ан-124 «Руслан».
Сегодня всё более наполняется содержанием бренд «Ульяновск-авиационная столица России», возрастает значимость авиационной отрасли в экономике и социальном развитии Ульяновской области. Коллектив Ленинского мемориала, ветераны Комсомола-участники строительства УАПК, сердечно поздравляют ульяновских авиастроителей с памятной датой 40-летия первого полёта построенного Ульяновским авиакомплексом самолёта Ан-124 «Руслан». Желаем коллективу филиала ПАО «Ил»-Авиастар дальнейших успехов в работе по наращиванию выпуска самолётов Ил-76МД-90А и решению иных производственных задач. Впереди важная дата в истории предприятия – 50-летие начала строительства Ульяновского авиакомплекса!
Материал подготовлен Борисовым Николаем Ивановичем – специалистом ОПЦ Ленинского мемориала, председателем Фонда сохранения памяти создателей Ульяновского авиакомплекса.
