К 50-летию начала строительства Ульяновского авиакомплекса

22 Августа 2025

Ульяновский авиакомплекс  локомотив социально-экономического развития Родины В.И. Ленина

 

17 августа 2025 года ульяновские авиастроители отметили свой профессиональный праздник – День Воздушного Флота России. Менее года осталось до знаменательной даты в истории авиастроения на Родине В.И. Ленина – 50-летия начала строительства Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК), это будет 10 июня 2026 года. Идёт обратный отсчёт. Охватывая взглядом пройденный путь, важно помнить о необходимости движения вперёд.

 

Ретроспективный анализ социально-экономического развития Ульяновска показывает, что высокие темпы его развития неразрывно связаны с именем Владимира Ильича Ленина – основателя советского государства, родившегося на симбирской земле 22 апреля 1870 года. К 1917 году население Симбирска составляло менее 64 тысяч человек, к началу Великой Отечественной войны в переименованном в честь вождя городе Ульяновске проживало 105 тысяч человек. Образование 19 января 1943 года Ульяновской области в составе РСФСР способствовало более высоким темпам социально-экономического развития её административного центра – Ульяновска. Однако ещё длительное время всё оставалось в нём «как при Ленине». Только в 1960-е годы, когда в Ульяновске был построен вновь ряд современных предприятий (заводы радиоламповый и «Комета», НИИ «Марс», заводы «Искра» и «Гидроаппарат», кожкомбинат) численность населения города заметно возросла и составила уже около 250 тысяч человек. Но всё равно Ульяновск по уровню социально-экономического развития ещё уступал административным центрам многих регионов Поволжья.

 

            Судьбоносными для развития Ульяновска стали два решения, принятые на общегосударственном уровне СССР, имеющие целью значительное повышение экономического потенциала и социально-культурное развитие Родины В.И. Ленина. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 01 октября 1966 года «О мерах развития г. Ульяновска на 1967-1970 гг.», в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина в Ульяновске был воздвигнут Ленинский мемориал – уникальный памятник истории, культуры и архитектуры федерального значения, ставший символом города. В составе историко-архитектурного ансамбля Ленинского мемориального комплекса были построены также учебный корпус педагогического института имени И.Н. Ульянова, новое здание школы № 1 имени В.И. Ленина, гостиница «Венец». Их строительство, а также сооружение знаковых для Ульяновска объектов – четырёх вокзалов (железнодорожного, речного, автовокзала, аэровокзала), Дворца профсоюзов, гостиницы «Советская», Дворца пионеров, областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова и ряда иных объектов – значительно повысило узнаваемость и туристическую привлекательность Родины В.И. Ленина, улучшило условия жизни и отдыха жителей города Ульяновска и области. В советское время Ленинский мемориал был одним из самых посещаемых музеев страны. Он занимал фактически третье место в стране по количеству туристов после Москвы и Санкт-Петербурга. Посещение Ленинского мемориала входило в официальную программу руководителей зарубежных стран. К 1975 году численность населения Ульяновска превысила 300 тысяч человек. Вместе с тем длительный период темпы промышленного развития Ульяновской области были ниже средних по Поволжскому экономическому району.

 

В середине 1970-х годов в СССР на общегосударственном уровне, на основе предложений министра обороны, маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова и министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева, рассматривался вопрос об организации производства тяжёлых транспортных самолётов, была создана государственная комиссия по выбору площадки для строительства нового комплекса авиационных заводов. На их размещение на своей территории претендовали многие регионы страны, прежде всего уже имевшие опыт самолётостроения (города Горький, Куйбышев, Киев, Ташкент и другие). Соответствующее предложение было представлено и Ульяновским обкомом КПСС (первый секретарь А.А. Скочилов). В Записке обкома КПСС от 30 сентября 1974 года, направленной в адрес Политбюро ЦК КПСС, была обоснована целесообразность размещения комплекса авиационных заводов в Ульяновской области, что позволит значительно повысить уровень развития производительных сил области. Группа ведущих специалистов проектных институтов Минавиапрома СССР и Госстроя СССР, детально изучив предложенные Ульяновским обкомом КПСС возможные варианты привязки авиационного комплекса в левобережной части области, пришла к выводу, что площадки, расположенные вблизи городов Ульяновска и Димитровграда, по своим значительным размерам, ровному рельефу, геологии, выгодностью географического положения, благоприятным климатическим условиям, удобным транспортным связям (пересечению Волги с железной дорогой и автодорогой республиканского значения), обеспеченности водными ресурсами, электроэнергией и местными строительными материалами, удовлетворяют всем требованиям для размещения такого комплекса.В итоге высшим государственно-политическим руководством страны 16 апреля 1975 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 299-102 о строительстве авиационного промышленного комплекса в городе Ульяновске. Вместе с тем ряд экспертов и непосредственных участников принятия решений областного уровня неоднократно отмечали, что это было, прежде всего, политическое решение в целях значительного повышения уровня социально-экономического развития Родины В.И. Ленина.

 

            Во исполнение упомянутого постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 299-102 уже 28 апреля 1975 года был издан приказ Минавиапрома СССР о строительстве на левом берегу Волги города Ульяновска комплекса заводов – самолётостроительного, агрегатного и приборостроительного. План предусматривал создание аэродромного комплекса, двигателестроительного и станкостроительного заводов, а также завода по производству товаров народного потребления. В сентябре 1975 года была создана дирекция УАПК с функциями заказчика, назначен генеральный директор – Сысцов Аполлон Сергеевич (уроженец города Мелекесса), работавший до этого в должности главного инженера Ташкентского авиационного производственного объединения. В структуре дирекции УАПК были образованы ПромУКС (Кудрявцев Ю.Л.) и ЖилУКС (Максимовский П.Д., а затем Сёмин Н.А.). Строительство УАПК по своей масштабности, промышленному и архитектурному решению практически не имело себе равных. В строительстве участвовали подразделения восьми союзных министерств: Минстроя, Минмонтажспецстроя, Минсредмаша, Минэнерго, Минтрансстроя, Миннефтегазстроя, Минсвязи, Минавиапрома СССР. Сооружение Ульяновского авиакомплекса отличалось комплексной застройкой, новым был подход с чётким выделением зон застройки: промышленной, промышленно-коммунальной (базы стройиндустрии и другие), жилой. Здесь впервые в истории СССР было принято решение отказаться от возведения временных бараков и вагончиков. Одновременно строились завод и громадный жилой массив с полным набором учреждений социальной сферы. Непрерывно шёл набор кадров со всех концов страны, а также их обучение, повышение квалификации на родственных предприятиях СССР. Усиленно осуществлялась подготовка кадров для самолётостроения в учебных заведениях области и иных регионах. Постановлением ЦК ВЛКСМ от 21 января 1976 года строительство УАПК было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, тысячи юношей и девушек устремились в Ульяновск на эту «стройку века».

 

В 1975-1976 годах на огромной площадке УАПК велись проектно-изыскательские и геодезические работы, в первоочередном порядке сооружались предприятия стройиндустрии, в том числе завод крупнопанельного домостроения (КПД-2) для ускоренного строительства жилья в целях комплектования кадрами всей стройки и дирекции УАПК. Официальным днём рождения УАПК считается 10 июня 1976 года, когда был вбит первый колышек под свайный фундамент главного корпуса авиастроительного завода. Эта стройка стала настоящей школой передовых методов организации труда и производства работ. В 1980-е годы на объектах Авиакомплекса работало до 50 тысяч человек, за один день строительно-монтажных работ осваивалось до 1 миллиона рублей. Грандиозными темпами осуществлялось строительство промышленных объектов. В марте 1981 года в строй действующих были введены цеха производства технологической оснастки (ПТО) и механосборочного производства (МСП), в июне – заготовительно-штамповочное производство (ЗШП), в январе 1982 года – два цеха агрегатно-сборочного производства (АСП). В феврале 1983 года в стапель был заложен фюзеляж первого самолёта Ан-124, а в октябре того же года первый фюзеляж передали на внестапельную сборку. 8 декабря 1984 года изделие «400» перешло в цех окончательной сборки. Одновременно в Новом городе вводились в эксплуатацию жилые дома, школы и дошкольные учреждения, объекты здравоохранения, торговли, коммунально-бытового обслуживания и т.д. 21 января 1980 года родился первый коренной житель Нового города, а 1 апреля вступила в строй первая построенная здесь средняя общеобразовательная школа (№ 17). В июле того же года в Новом городе был сдан в эксплуатацию первый дом 90-й серии из панелей, изготовленных на введённом в эксплуатацию в декабре 1979 года заводе КПД-2 (первая очередь) на площадке Авиакомплекса. К 1985 году на УАПК было сдано 956 тысяч кв.м производственных площадей. На конец этого года в Новом городе было введено 1547 тысяч кв.м общей площади жилья, 10 школ на 13544 учащихся, 23 детских дошкольных учреждений на 7080 мест, магазинов почти на 10 тысяч кв.м, роддом на 300 мест, две поликлиники на 850 посещений и ряд других объектов социально-культурного назначения. Итогом ударного труда строителей и работников авиазавода стало то, что в исторически короткий срок – 30 октября 1985 года – совершил первый испытательный полёт, построенный на УАПК тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-124 «Руслан». Началось его серийное производство. 23 января 1986 года Государственная комиссия подписала акт приёмки в эксплуатацию первой очереди УАПК. 17 августа 1990 года совершил первый полёт пассажирский самолёт Ту-204. В 1992 году мощности УАПК позволяли производить до 40 самолётов ТУ-204 и шесть машин Ан-124 в год. Данные Росстата России свидетельствуют о значительном вкладе Авиакомплекса в экономику региона. В частности, среднегодовые темпы роста объёмов промышленного производства Ульяновской области в период 1981-1991 годов превышали эти показатели в сравнении со всеми регионами Поволжского экономического района, а также по РСФСР в целом.Особенно высокие темпы среднегодового прироста объёмов промышленного производствав нашей области имели место в 1986-1990 годах (6,6 %), которые в 2,5 раза были выше этого показателя по РСФСР (2,6 %).В годы строительства УАПК (1975-1990 годы) заметно возросла привлекательность Родины В.И. Ленина как территории проживания. Численность населения Ульяновска на 1 января 1992 года составила 656 тысяч человек (в прежних границах, до включения в состав города Ульяновска 29 сельских населенных пунктов Ульяновской области). В связи со строительством УАПК, кроме того, значительно возрос квалификационный уровень производственного и управленческого персонала предприятий Ульяновска и области, особенно в отраслях промышленности, строительства и производства стройматериалов.

 

За минувшие 50 лет выросло новое поколение ульяновских авиастроителей. Сегодня филиал ПАО «Ил»-Авиастар выпускает тяжёлые военно-транспортные самолёты Ил-76МД-90А. Правительством России поставлена задача к 2027 году удвоить выпуск самолётов Ил-76МД-90А, а на втором этапе (к 2028 году) – обеспечить его утроение и доведение выпуска этого типа самолётов до 18, а в последующий период – до 24 машин в год. Предприятие является крупнейшим налогоплательщиком в бюджет области. В настоящее время в Ульяновске действуют более 10 предприятий, образовавших авиационный кластер Ульяновской области. Всё более наполняется реальным содержанием бренд «Ульяновск – авиационная столица России» и возрастает значимость авиационной отрасли в экономике и социальном развитии региона. Решение практических задач в этой сфере сегодня – в руках современного поколения ульяновских авиастроителей, прежде всего молодёжи, властей и жителей Ульяновска и Ульяновской области.

 

Борисов Н.И., специалист ОПЦ Ленинского мемориала,                                                                                           председатель Общественно полезного фонда сохранения памяти создателей Ульяновского авиакомплекса