АО «Ульяновский моторный завод»
Руководители Ульяновского моторного завода.
Герои войны и труда
Смирнов Павел Иванович (1892-1972 гг.)
Эвакуирован с Московским автозаводом, с 1941 года – начальник производства УльЗИС, в 1944-1946 годах – директор Ульяновского завода малолитражных двигателей. В 1944 году награжден орденом «Знак Почета».
Протопопов Константин Иванович (1908 г.р.)
Эвакуирован с Московским автозаводом, в Ульяновске организатор и начальник снарядного цеха и цеха сборки малолитражных двигателей. За организацию работы цеха по производству авиационных бронебойных снарядов в 1942 году награждён орденом Красной Звезды.
Курнаков Георгий Дмитриевич (1924-2015 гг.)
Участник Великой Отечественной войны, на фронте с 1943 года. Сержант. Командир 76-мм орудия в составе в 185-й легко-артиллерийской бригады РВГК Второго Украинского фронта. Войну закончил в Праге. Награжден орденом Красного Знамени, двумя медалями «За отвагу», медалью «За Победу над Германией».
Окончил Саратовский автомобильно-дорожный институт по специальности "инженер-техник" (1951 год), по распределению приехал в Ульяновск, где работал на заводе малолитражных двигателей. мастером на автоматической линии поршней, в 1952-1954 годах секретарь парткома УЗМД. Впоследствии первый секретарь Сталинского райкома КПСС, секретарь парткома УАЗ, председатель горисполкома горсовета, первый секретарь Ульяновского горкома КПСС.
С 1966 по 1979 годы – директор Ульяновского завода малолитражных двигателей – Ульяновского моторного завода (завод переименован в 1968 году).
Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971,1976 годы). С ноября 1979 года заведующий отделом горисполкома, в 1988-2008 годах председатель областного Совета ветеранов. Почетный гражданин Ульяновской области.
Фото 1.
Смирнов Павел Иванович (1892-1972 гг.)
г. Ульяновск. 1946г. Музей Трудовой Славы Ульяновского моторного завода
Фото 2.
Протопопов Константин Иванович (1908 г.р.)
г. Ульяновск, 1945 г. Музей Трудовой Славы Ульяновского моторного завода
Фото 3.
Курнаков Георгий Дмитриевич (1924-2015 гг.)
г. Ульяновск, [1970-1980 гг.] Музей Трудовой Славы Ульяновского моторного заводаЗавод-автомат на Ульяновском моторном заводе
В 1950-е годы в СССР завершалось послевоенное восстановление народного хозяйства и, одновременно, активно развивал новые технологии. Это были годы развития мирной атомной энергетики, выхода в космос, а также внедрения автоматизации во все сферы производства, она становилась ключевым направлением в развитии экономики и промышленности страны. Стояла задача – снизить долю ручного труда и обеспечить стабильное качество продукции.
В 1951 году на Ульяновском заводе малолитражных двигателей запущена первая в стране автоматическая линия (завод-автомат) по производству алюминиевых поршней для моторов к автомобилям ЗИЛ-130. Коллектив авторов-разработчиков проекта из московского института ЭНИИМС (Экспериментальный НИИ металлорежущих станков), был удостоен Сталинской премии 1951 года. Ряд станков, последовательно соединённый транспортными лентами, осуществлял весь процесс: от подачи металлических чушек в плавильную печь до упаковки готовой продукции; под наблюдением оператора, но без прямого участия человека. Это был прототип современных роботизированных сборочных линий, осуществлённый силами отечественных специалистов на материально-технической базе 1950-х годов. Об успешном эксперименте в Ульяновске публиковались статьи в центральных газетах и научно-технических журналах, завод посещали специалисты иных заводов, в том числе иностранные.
Две автоматические линии действовали до 1971 года, всего выпущено 40,2 миллиарда поршней. Их сменили новые линии для изготовления деталей автомобильного мотора, установленные и отлаженные на площадях цеха №12 в 1960-х годах. Новые технологии потребовали новых профессий: наладчик автоматов, операторов ЭВМ, инженер-электронщик, инженер-программист.
Сегодня на Ульяновском моторном заводе действуют 24 автоматические линии, внедрённые в производство в период с 1993 по 2003 год в рамках технического обновления завода.

Фото 1
Коллектив цеха автоматических линий
г. Ульяновск. 1950-е гг. Музей трудовой славы Ульяновского моторного завода
Фото 2
Статья «Завод-автомат» в журнале «Наука и техника».
1950-е гг. Музей трудовой славы Ульяновского моторного завода
Многоцелевой малогабаритный двигатель
внутреннего сгорания «Гном»
Двигатель работает на смеси бензина с маслом. Может комплектоваться коленчатым валом с различными концевиками. Лёгкий ручной пуск механизмом самоубирающимся шнуром. Воздушный фильтр с бумажным элементом.
Объём топливного бака рассчитан на 3 часа непрерывной работы. Двигатель «Гном» может быть использован для привода мотокультиватора, электрогенератора, мотонасоса и т.п.
Мотор «Гном» выпускался Ульяновским моторным заводом серийно в 1990-х годах
Техническая характеристика
Тип двигателя |
Бензиновый, двухтактный, с воздушным охлаждением и электронным зажиганием |
Диаметр цилиндра, мм |
50 |
Ход поршня, мм |
44 |
Рабочий объём, см |
86,4 |
Мощность, кВт |
2,7 |
Частота вращения, 1/мин |
503 |
Степень сжатия |
7,5 |
Объём бензобака, л |
3 |
Сухой вес, кг |
11 |
«Ульяновские двигатели»
В 1955 году начался серийный, а в 1959-ом - массовый выпуск малолитражных двигателей с воздушным охлаждением УД-1 и УД-2 («Ульяновский двигатель») мощностью 4 и 8 л.с.
Модернизированные двигатели УД-1М (5,5 л.с.) и УД-2М (10 л.с.) выпускались до 1994 года, поставлялись в 48 стран мира. Они использовались для работы в стационарных и передвижных установках с электрогенераторами в строительстве, сельском хозяйстве, на военных объектах.
Встреча ветеранов и работников завода в рамках реализации грантового проекта «В зоне особого внимания: ветераны УМЗ – юбиляры»
Музей Трудовой Славы Ульяновского моторного завода был открыт 6 сентября 1984 года. Музей – хранитель истории предприятия, центр военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации молодёжи, место встреч поколений.
Проекты музея «Завод «Металлист»: "Люди и судьбы", «Победа сладка, говорят…», «Ульяновский моторный завод – молодость, жизнь, судьба», «Их детство пришлось на войну», «Место встречи – музей» отмечены дипломами Всероссийских музейных фестивалей и областных конкурсов. В 2021 году музей награждён дипломом Музея Победы, в 2024 году – Дипломом 3 степени VI Национальной премии «Корпоративный музей» в номинации «Лучший корпоративный музей».
Ветераны (сидят): Мазанов В.А., Бунеев В.А., Комракова А.К. (юбиляр, стаж 40 лет), Валитова З.Г., Семенова Н.П., Мовчан С.Н., Калошина М.А., Завырылин Ю.Н. Стоят: Куликова Ю.В. – главный специалист управления по персоналу, Якименок К.И. – ведущий специалист, Слугина Т.А. - курьер, Резанов А.Г. – резьбошлифовщик, Азина З.Ф. – ветеран, Широкова О. Н. – специалист; ветераны Ерисанова А.И., Антонов Г.В. (юбиляр, стаж 62 года), Брыкова В.В.; Бенгина Н.А. – ведущий юрисконсульт; ветераны Смоловщикова В.М., Савельева И.Н., Королёва М.П., Симакова Н.М.; Щукин Д.П. - управляющий директор АО «УМЗ», ветераны Родионовский Ю.А., Някин В.Н. (юбиляр, Заслуженный машиностроитель РФ, стаж 45 лет), Таратынова М.В. – руководитель музея, Сидоров П.В. – начальник планово-экономического управления, Деньгин А.М. (юбиляр, орденоносец, стаж 45 лет), Лобанов В.Г. (юбиляр, стаж 40 лет), Окатова Е.В. – бригадир.
г. Ульяновск, 23 ноября 2023 г. Музей Трудовой Славы Ульяновского моторного завода