Филиал ПАО «Ил» – Авиастар
«Русский лайнер Антонова»Именно так расшифровывается название знаменитого на весь мир самолета Ан-124 «Руслан». Решение о создании этого гиганта было принято в 1960-х годах, в ходе развернувшейся конкурентной борьбы с мировыми лидерами. После рассмотрения нескольких проектов, было принято решение о создании самолета под индексом «изделие 400». Разработал его советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов.
«Изделие 400» или Ан-124 - это тяжелый транспортный самолет с грузоподъемностью 120 тонн. К производственной кооперации в этом проекте было привлечено более 100 предприятий по всей территории СССР. «Изделие 400» имело множество инновационных решений для своего времени: впервые в СССР применялось суперкритическое крыло, на тяжелый маломаневренный самолет устанавливалась электродистанционная система управления. Была разработана так называемая система «приседания» для загрузки грузовой кабины: самолет опускался, передняя часть фюзеляжа откидывалась. Таким образом, наличие двух грузовых люков в носовой и хвостовой частях самолета облегчало погрузочно-разгрузочные работы.
Наш самолет-гигант впервые был показан широкой публике в Париже на выставке в Ле-Бурже в 1985 году. И произвел там огромный фурор. После возвращения из Франции, 26 июля 1985 года, на Ан-124 в одном полете был установлен сразу 21 мировой рекорд. Груз весом 121 тонну был поднят на высоту 10750 метров. До этого рекорд принадлежал американскому «Galaxy».
А производился «русский богатырь» Ан-124 именно на ульяновской земле. Здесь, в далеком 1976 году, началось строительство не менее уникального объекта - Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК), имевшего всесоюзное значение.
Узнать об истории предприятия, особенностях производства «Руслана» и множество других интересных фактов вы сможете, посетив выставку Ленинского мемориала «Созидатели. 80 лет трудового подвига», которая будет работать в Квартире-музее семьи Ульяновых» (площадь Ленина, 1В) с 18 сентября 2025 года.

Абдулин Фен Загидович (09.05.1929 – 30.10.1999)
Родился 9 мая 1929 года в городе Мелекессе (ныне город Димитровград) Ульяновской области в семье служащего.
В 1953 году окончил авиационный институт по специальности «Авиационные двигатели», инженер-механик, поступил на работу на предприятие п/я 116 города Ташкента (авиационный завод имени В.П.Чкалова). Здесь он трудился на различных инженерных должностях: конструктор, начальник технического бюро лётно-испытательной станции, начальник отдела эксплуатации и ремонта, ответственный представитель п/я 116 в Киеве, заместитель начальника производства по опытным изделиям.
С 12 мая 1966 года по 30 мая 1981 года работал главным инженером, затем директором Арсеньевского производственного объединения «Прогресс» (с декабря 1976 года). С 30 мая 1981 года по 29 мая 1986 года являлся генеральным директором Ульяновского авиационного промышленного комплекса. Во время пребывания у руля огромного предприятия он проводил колоссальную работу по обеспечению строительства авиационного комплекса и организации серийного выпуска тяжёлого военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» (изделие «400»). В кратчайшие сроки была подготовлена оснастка для агрегатно-сборочного производства и производства окончательной сборки.
При Абдулине в 1985 году ввели в строй I очередь УАПК. В 1986 году А.С. Сысцов, в то время уже министр авиационной промышленности СССР, перевёл Фена Загидовича на должность директора Московского вертолётного завода имени Миля, располагавшегося в посёлке Томилино Люберецкого района Московской области. На этой должности он трудился почти 6 лет. Затем работал ведущим конструктором, а с января 1998 года по октябрь 1999 года – консультантом вертолётного завода.
Ф.З. Абдулин является автором 13 научных статей, 4 авторских свидетельств и 1 патента на изобретение. Награждён медалью «За трудовое отличие», юбилейной медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. В 1986 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный машиностроитель СССР».

Ульяновский авиационный промышленный комплекс: 50 лет в небе и на земле!
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне Ленинский мемориал представляет масштабный выставочный проект «Созидатели. 80 лет трудового подвига». Экспозиция расскажет о трудовом подвиге поколения победителей и преемственности созидательных традиций ульяновцев — от послевоенных лет до современных инновационных производств. Будут представлены 35 предприятий Ульяновской области.
Немного приоткроем завесу тайн и расскажем вам о нескольких из 35 предприятий! Ищите их в социальной сети Вконтакте по хэштегу #ИнтересноеПроСозидателей.
Симбирск-Ульяновск в первой половине XX века дважды мог стать городом авиастроителей. Так, в 1916 году было поручено создать авиационное производство в Симбирске и для этой цели закупили место в районе бывшего литейного цеха моторного завода. Однако проект не получил развития из-за начавшейся революции.
Второй раз – накануне Великой Отечественной войны, когда авиаиндустрия превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей в стране, планировалось построить в Ульяновске один самолётостроительный и три авиаагрегатных завода. Но война заставила скорректировать планы, и авиационный завод в Ульяновске так и не был создан.
Лишь в 1970-е годы, после индустриального рывка военных лет и экономического роста 1960-х, здесь заложили фундамент будущего авиационного гиганта.
Мы гордимся, что в сердце России, в Ульяновске, рождались настоящие гиганты неба!
16 апреля 1975 года вышло историческое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Ульяновского авиационного промышленного комплекса.
Уже через год, 10 июня 1976 года, вбили первый колышек под фундамент главного корпуса. Так началась история предприятия, которое сегодня знают как «Авиастар» – создателя легендарного Ан-124 «Руслан» и современных Ил-76МД-90А.
Готовы увидеть, как рождалась авиалегенда? Тогда ждём вас в Ленинском мемориале (в выставочных залах Квартиры-музея семьи Ульяновых по адресу: пл. Ленина. 1В) с 18 сентября 2025 года, где вас будут ждать уникальные архивные кадры, истории первых авиастроителей и даже кое-что о будущем российской авиации.
Ан-124 «Руслан» - тяжёлый транспортный самолёт разработки ОКБ имени О. К. Антонова. Первый полет самолета Ан-124, построенный на УАПК, был совершен 30 октября 1985 года.
Характеристики Ан-124:
-Длина-69 м
-Высота-21 м
-Размах крыла-73,3 м
-Грузоподъемность-120 т
-Крейсерская скорость-750-850 км/ч
Ту-204 -среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154. Рассчитан на 164—215 пассажиров и дальность полёта 4200—5920 километров. Производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214).
На нём применены электродистанционная система управления, электронно-цифровая система управления двигателями с полной ответственностью (FADEC), сверхкритические профили крыла, блоки оборудования с цифровыми вычислителями и другие новшества, не использовавшиеся на самолётах предыдущих поколений.
На различные варианты Ту-204 получено более 50 российских и международных сертификатов и дополнений к ним. Самолёты семейства Ту-204/214 отвечают всем современным требованиям по безопасности, шуму на местности и выбросу вредных веществ.
Первый полет самолета Ту-204 был совершен 17 августа 1990 года.
Ил-76МД-90А- Тяжелый транспортный самолет, является глубокой модернизацией самолета Ил-76МД. Самолет предназначен для перевозки и парашютного десантирования военной техники, личного состава и грузов, а также эвакуации раненых и больных.
Самолет Ил-76МД-90А оснащен новым пилотажно-навигационным комплексом, системой автоматического управления, комплексом связи и "стеклянной" кабиной, которые отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов. На приборной панели летчиков расположены шесть многофункциональных цифровых экранов, на которых отображается вся информация, необходимая для управления самолетом.
Первый полет самолета Ил-76МД-90А был совершен 22 сентября 2012 года. Первый демонстрационный полет в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина – 4 октября 2012 года.
Характеристики Ил-76МД-90А:
-Длина-46, 6 м
-Высота-14, 8 м
-Размах крыла-50,5 м
-Грузоподъемность-до 60 т
-Крейсерская скорость-820-850 км/ч
Ил-78М-90А
На базе Ил-76МД-90А создан конвертируемый самолет-заправщик Ил-78М-90А. Он способен производить в воздухе заправку двух самолетов фронтовой авиации. С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырех воздушных судов.
Первый полет летного образца самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А был совершен 25 января 2018 года.
Сысцов Аполлон Сергеевич (05.10.1929 - 08.05.2005)
Родился в городе Мелекессе (ныне городе Димитровград), Средне-Волжской области.
В 1962 году окончил вечернее отделение Ташкентского политехнического института по специальности «инженер-механик по самолётостроению». С 1948 года работал на Ташкентском авиационном заводе им. В. П. Чкалова мотористом, с 1955 года - инженером-технологом, мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника цеха.
В 1963 года стал начальником цеха, а в 1969 - главным инженером Ташкентского авиационного завода. В 1975 году Аполлона Сергеевича Сысцова назначили первым генеральным директором Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК).
С 1981 года - заместителем министра авиационной промышленности СССР. В ноябре 1985 года он был назначен министром авиационной промышленности СССР. С 1961 года являлся членом КПСС. В 1986—1990 годах– член ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 11-го созыва. С декабря 1991 года - персональный пенсионер союзного значения.
Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственной премии СССР.
29 сентября 2005 года на территории завода «Авиастар-СП» открыли памятник его первому генеральному директору Аполлону Сергеевичу Сысцову. С 2021 года 40-й проезд Инженерный по предложению коллектива завода «Авиастар-СП» носит имя Аполлона Сысцова.