ООО «Ульяновский автомобильный завод»

Эвакуация московского автомобильного завода им. Сталина в 1941 году в Ульяновск.

В 1941 году, с началом войны с нацисткой Германией, была предпринята грандиозная операция по эвакуации промышленных предприятий, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и населения. С июля по декабрь первого года войны из районов, которым угрожала оккупация, было эвакуировано более полутора тысяч предприятий. Среди них был и Московский автозавод, одно из крупнейших довоенных промышленных предприятий страны.

Завод оставался в Москве до октября 1941 года. Война вносила существенные изменения в производство и жизнь завода. В первые же недели автозавод начинает изготавливать инструменты и оснастку для выпуска вооружения и боеприпасов, поковки и литье для авиационных и танковых заводов. Практически не оставалось цехов, которые не выполняли военных заказов. Но главной задачей было производство машин, крайне необходимых фронту.

— Мне, как и многим другим руководящим работникам автозавода, до середины октября 1941 года и в голову не приходила мысль о возможности полной эвакуации завода — это как-то не умещалось в сознании, хотя было известно, что еще в августе группа работников завода выезжала на Урал и в Поволжье для определения возможных пунктов размещения частично эвакуируемых мощностей завода. Но все это казалось маловероятным.

П.И. Шварцбург, первый директор УльЗИСа

Цит. по: «История Ульяновского автозавода» 1988 г.

 

Осенью 1941 года на подступах к столице создалась крайне напряженная обстановка. И 10 октября Государственный Комитет Обороны принимает решение срочно перебазировать в глубокий тыл основные промышленные предприятия столицы. 15 октября стало известно об эвакуации ЗИСа.

Бывший начальник производства автозавода в Ульяновске (УльЗИС) П. И. Смирнов вспоминает:

«Около 20 часов я пришел в кабинет директора. Лихачев нервно шагал из угла в угол. К поясному ремню гимнастерки пристегнут револьвер. Увидев меня, он подошел, пожал руку и сказал:

— Ну что ж, Павел Иванович, будем строить завод и налаживать производство автомобилей в Ульяновске. Таково указание правительства. Получай документы и деньги. Бери любую машину и не позднее, чем через два часа, выезжай через Горький в Ульяновск. Директором Ульяновского завода назначается Шварцбург.

Я заявил, что готов остаться на заводе в Москве до последнего момента, но получил вторичный и категорический приказ о немедленном выезде...

Вышел со двора. Валил мокрый, тяжелый снег. В темноте сновали люди. Кое-где вспыхивали синие огоньки подфарников.

Тяжело на душе у каждого автозаводца. Жаль было расставаться с родным заводом…»

Цит. по: «История Ульяновского автозавода» 1988 г.

Пункт назначения – Ульяновск был выбран не случайно. Ещё в августе 1941 года заместитель главного инженера ЗИСа Е.А. Дундуков приехал в Ульяновск вместе с другими специалистами завода и оценивал потенциальную площадку для размещения цехов. По итогам осмотра он телеграфировал в Москву: «Место для разворачивания автомобильного производства не совсем пригодно, но в нынешних условиях удовлетворяет». Причинами выбора Ульяновска как одного из места размещения московского автозавода, стало наличие железнодорожной ветки, по которой было возможно поставлять сырьё и вывозить готовую продукцию.

ЗИС отправил в тыл 12 800 единиц оборудования, для чего понадобилось 7 708 вагонов и платформ. Десятки машин с людьми, эшелоны с демонтированными станками и оборудованием двигались по четырем основным адресам — Шадринск, Троицк, Челябинск, Ульяновск.

Прибывшие эшелоны нужно было разгрузить, и прибывшие московские рабочие вместе с поступившими работать молодыми людьми осваивали новые профессии – грузчика и такелажника. Работе мешала рано начавшаяся суровая зима: уже в конце октября выпал снег, в ноябре морозы доходили до -45 C°. С интервалом в два-три дня из Москвы продолжали прибывать эшелоны с оборудованием, разгрузка велась непрерывно, днем и ночью, при совете костров. Работали бригадами, по 12 часов в сутки. Разгруженные станки предстояло проверить, настроить, смонтировать конвейерные линии. Благодаря самоотверженности, творческой смекалке, грамотной организации работы уже через 2 месяца инструментальные цехи №1 и №2 начали выдавать первую продукцию для фронта – авиационные снаряды. В мае 1942 на Ульяновском автозаводе имени Сталина (так стал именоваться на новом месте ЗИС) стали выпускать первые автомашины – военные грузовики ЗИС-5В.


УльЗИС-253

Проект дизельного грузовика

УльЗИС-253 – один из самых малоизвестных советских грузовиков. История его разработки – один из пунктов-развилок, когда история отечественного и мирового автостроения могла пойти иначе.

Старт проекта  - в июне 1943 года по приказу о создании дизельного грузовика грузоподъемностью 4 тонны. Работу над проектом поручили вести Научному автомоторному институту, в то время он еще назывался тракторным и Ульяновскому автозаводу УльЗИС.

Проект «УльЗИС-НАТИ» отличался от других советских грузовиков оригинальностью, ряд конструкторских решений было приняты на основании прогнозов, как будет развиваться автостроение в мире. Работавшие над этим проектом инженеры смотрели в будущее – уверенно и далеко.

В грузовике предполагалось использовать двухтактный трёхцилиндровый дизельный двигатель объемом 3.5 литра и мощностью 80 л.с. Этой мощности дизельного мотора должно было хватать для среднетоннажного грузовика, плюсы дизельного двигателя по сравнению с бензиновым, на грузовом транспорте – неоспоримы. Если бы УльЗИС-НАТИ пошёл в серийное производство, то впоследствии такие дизельные грузовики стали бы производиться и на других советских автозаводах.

Одно из самых знаменательных событий того времени – создание автомобиля УльЗИС-253, в разработке которого, кроме москвичей, принимали участие ульяновские конструкторы: Чуразов, Давыдов, Пахтер, Кузнецов, Гришин и другие. Под руководством главного конструктора Б.Л. Шапошника к маю 1944 года был собран первый опытный образец дизельного грузовика. Этот 3,5-тонный дизельный грузовик по экономичности двигателя, динамическим качествам ничем не уступал американскому «Студебеккеру», получил высокую оценку специалистов. Вторую машину для выставки в Сокольниках собрали в 1945 году. В том же году два собранных в Ульяновске грузовика УльЗИС-253 участвовали в испытательном автопробеге «Ульяновск-Москва-Ульяновск». Они показали хорошие результаты, в Москве получили положительную оценку специалистов НАТИ. Начало производства было запланировано в 1948 году, но планы изменились. Из Ульяновска проект передали в Новосибирск, где завод ещё только планировали построить, а потом для массового производства предпочли более традиционный, хотя ещё и недоработанный до конца ЗИС-150.

УльЗИС-НАТИ-253 не пошёл в серийное производство и теперь об этой странице отечественного автопрома знают очень немногие. Это интересный пример, как, несмотря на тяжесть войны и послевоенного времени отечественные конструкторы искали и находили новые, неисхоженные пути, прогнозировали развитие автотехники не на годы, а на десятилетия вперёд.

1 группа рабочих и руководителей у автомобиля УльЗИС-253. 1944г..jpg

2 ОГК. Давыдов и коллектив. 40-е гг..jpg

3 УльЗиС-253.jpg

Группа рабочих и руководителей у опытного образца дизельного грузовика УльЗИС-253.

г. Ульяновск. 1944 г. Музей трудовой славы УАЗ

Отдел главного конструктора (1944-1950 гг.)

Второй слева: А.И.  Давыдов, заместитель главного конструктора автозавода

г. Ульяновск. 1940-е гг. Музей трудовой славы УАЗ

Первый собранный в Ульяновске заводской образец дизельного грузовика УльЗИС-253

г. Ульяновск. 1944 г. Музей трудовой славы УАЗ



Пётр Ильич Шварцбург (1910-?) – советский инженер-механик

В 1934 году окончил Московский механико-математический институт и работал на Московского автомобильном заводе (ЗИС). С 1941 года — главный инженер завода.

В 1941−1942 годах — директор Ульяновского автомобильного завода. Руководил внедрением новых применительно к военным условиям технологий, организацией выпуска снарядов.

В последствии — директор Челябинского кузнечно-прессового завода (1942−1945), директор Новосибирского завода автотракторного оборудования (1945−1948), с 1951 года — начальник Управления капитального строительства Минского тракторного завода.

Награждён орденом Ленина в 1944 году.

Евгений Антонович Дундуков (1907- ?) – директор Ульяновского автозавода с 1942 по 1945 гг.

г. Ульяновск, 1940-е гг. Государственный архив новейшей истории Ульяновской области


3 Дундуков Е А. директор завода. 1942- 1945.jpg

 

 2 Шварцбург П И. директор завода 1941-1942гг..JPG