ООО «Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков»: воспитание уважительного отношения к труду. Престиж рабочей профессии.

В Советском Союзе очень высок был престиж рабочих профессий, уважение к тем, чьим непосредственным трудом возводились заводы и дома, добывалось сырьё, выращивался хлеб. Это отражалось в плакатах и репортажах, песнях и кинофильмах. Формы воспитания не ограничивались одной только пропагандой и агитацией, моральным поощрением. Наряду с этим проводилось немало практических шагов, материальное поощрение за высокие количественные и качественные показатели работы, рационализаторскую деятельность. Важная роль отводилась подготовке и воспитанию кадров

Педагогический отряд «Гелиос» созданный под эгидой комсомольской организации УЗТС, действовал в некоторых школах города Ульяновска. Помимо организации детских праздников, работы вожатыми в пионерских лагерях, молодые педагоги проводили занятия в школе среди учеников младших классов, где в доступной форме рассказывали, как работает завод, как многое на большом предприятии зависит от дисциплины и ответственности каждого члена коллектива.

Для подготовки специалистов у УЗТС существовало подшефное ему ГПТУ-6. Молодые будущие специалисты в процессе обучения посещали завод, старые опытные мастера на практике знакомили их с тонкостями и секретами будущей профессии. Окончание профтехучилища сопровождалось торжественной церемонией – «Посвящением в рабочий класс».

Всё это позволяло не на словах, а на деле чувствовать молодым специалистам сопричастность к жизни завода, его истории и традициям. Неудивительно, что для многих выбор завода и профессии становился делом на всю жизнь и люди, даже много лет спустя, или вынуждено уйдя с предприятия в 90-е годы, вспоминают о годах работы на своём заводе с теплотой и любовью.

1 Цена рабочей минуты занятие в школе.jpeg

2 ГПТУ-6.jpeg

3 посвящение в рабочий класс ГПТУ-6 1982.jpeg

4 практические занятия с учащимися ГПТУ-6 проводит ПАНЧИН С.С, технолог цеха секретарь парторг март 1984.jpeg

5 Победители соревнования среди молодых рабочих.1982г.jpg

6 ДИГУЛЕВ ВЛАДИМИР лучший среди молодых фрезеровщиков май 1971 г.jpeg

Фото 1

Школьное занятие «Цена рабочей минуты»

г. Ульяновск, 1970-1980 гг. Архив музея трудовой славы УЗТС

Фото 2

Учебный корпус ГПТУ-6

Фото 3

Посвящение в рабочий класс

Фото 4

Технолог цеха и секретарь парторганизации С.С. Панчин ведёт практические занятия с учащимися ГПТУ-6

Фото 5

Победители соревнования среди молодых рабочих

г. Ульяновск, 1982 г. Архив музея трудовой славы УЗТС

Фото 6

Владимир Дигулев, лучший среди молодых фрезеровщиков УЗТС

г. Ульяновск, май 1971 г. Архив музея трудовой славы УЗТС

 1 бригада Накушева Е.М.jpeg


2 бригада Данилова.jpeg

Бригада Е.М. Накушнова, одна из первых бригад цеха №10 УЗТС перешедшая к работе по непрерывному графику.

Слева направо: оператор В. Конторщиков, бригадир Е.М. Накушнов, настройщик Н. Шайланов, операторы Р. Тазиков, Л. Осколков, С.Белоусов, начальник участка АСК-30 В. Ситнянский. Оператор Н. Демин

г. Ульяновск, [1980-е гг] Архив музея трудовой славы УЗТС

Бригада А.И. Данилова, из цеха №10 УЗТС перешедшая на  непрерывный режим работы в августе 1985 года.

г. Ульяновск, 1986 г.  Архив музея трудовой славы УЗТС

Непрерывные и сквозные бригады.

Кроме широко известного стахановского движения и соцсоревнований, в Советском Союзе практиковались и другие формы организации труда и борьбы за повышение его качества и эффективности. В 1970-80-х годах широко практиковалось внедрение режима «непрерывки» или сквозных бригад.

Бригады формировались из рабочих разных профессий, выполнявших работы с циклом, превышающим длительность одной смены. Их особенность в том, что передача смен осуществлялась без остановки, что обеспечивало непрерывность рабочего процесса. Рабочие занимались самообразованием, осваивали профессии смежников и товарищей по бригаде, чтобы избежать простоев в случае отсутствия кого-то из членов бригады

Такой подход к организации труда имел ряд преимуществ. Во-первых: непрерывная работа бригады предотвращала возможный брак, который случался, например, при остановке некоторых видов работ,  что сокращало потери рабочего времени. Во-вторых: повышалась ответственность рабочих перед другими членами бригады и предприятием в целом. В отличие от стахановского движения, сквозные бригады охватывали весь производственный цикл, и рост производительности происходил равномерно, подтягивая отстающие бригады. Эти меры приводили к росту производительности на десятки процентов, что отражалось и на зарплате рабочих. Движение широко пропагандировалась, примеры таких бригад освещались в прессе, его участники награждались и премировались по профсоюзной и партийной линии.