Ульяновский авиакомплекс - как все начиналось... К 50-летию начала строительства Ульяновского авиакомплекса

29 Августа 2025

Воспоминания об участии в деле государственной важности, а строительство Ульяновского авиакомплекса, несомненно, было именно таковым, даже через десятилетия бережно хранят непосредственные участники тех событий, в том числе автор этих строк. Но их воспоминания отличаются глубиной субъективной оценки масштабности и степени конкретности их участия в решении этой общей задачи, что определялось их местом в общем строю. 

Главные герои создания УАПК и выпуска этим предприятием самолетов - непосредственные участники трудового фронта - строители и работники авиастроительного производства. Но победа на этом фронте не могла быть достигнута без крепкого тыла, который составляли коллективы предприятий и организаций социальной и коммунально-бытовой сферы - здравоохранения; образования (в том числе дошкольных учреждений), торговли и питания, жилищно-коммунального, транспортного и иного обслуживания. Глобальные решения принимались на общегосударственном уровне, на нижестоящих – тактические и оперативные. Но у всех (и руководителей, и рядовых работников (рабочих) был свой уровень и участок ответственности, которую четко сознавал каждый. Поэтому справедливо считать создателями Ульяновского авиакомплекса всех ульяновцев, которые непосредственно участвовали в сооружении УАПК и освоении производства, а также тех, кто своим добросовестным трудом обеспечивал решение этой грандиозной задачи.

Первые сведения о возможном строительстве в Ульяновске крупного авиационного предприятия до нас – ульяновцев - дошли осенью 1974 года, однако толком никто ничего не знал, поскольку все было окутано «завесой секретности». В мае 1975 года стало известно, что на высшем государственном уровне СССР принято решение о строительстве в Ульяновске авиационного промышленного комплекса, в соответствии с которым приказом Минавиапрома СССР было определено строительство на левом берегу Волги города Ульяновска комплекса заводов - самолётостроительного, агрегатного и приборостроительного. 

50 лет назад, приказом МАП СССР от 29.08.1975 года, Генеральным директором УАПК был назначен Сысцов Аполлон Сергеевич (уроженец города Мелекесса), работавший до этого в должности главного инженера Ташкентского авиационного производственного объединения, а приказом от 01.09.1975 года была создана дирекция УАПК с функциями заказчика. Главной задачей Дирекции являлось обеспечение совместно с подрядными организациями строительства и ввода в действие в установленные сроки производственных мощностей и иных объектов. 

Первым работником, зачисленным в штат УАПК, стал Матросов Анатолий Иванович – заместитель генерального директора по кадрам, в 1965-1968 годах являвшийся первым секретарём Ульяновского горкома ВЛКСМ. Главным инженером, 1-м заместителем генерального директора по капитальному строительству был назначен Радюк Борис Дмитриевич, инженер-строитель с опытом проектирования предприятий авиационной промышленности. В конце 1975 года на должность заместителя генерального директора по строительству был назначен прибывший из Куйбышева Данилов Николай Иванович. ПромУКС возглавил Кудрявцев Юрий Леонидович, а ЖилУКС – Максимовский Петр Денисович (позднее его сменил Семин Николай Андреевич). Первоначально дирекция УАПК была размещена в выделенном горисполкомом здании улицы Гончарова, дом 16, где сейчас находится Музей А.А. Пластова. Был установлен строжайший контроль за ходом работ от низового звена до Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР.         

Земли Чердаклинского района, отведённые под строительство Авиационного комплекса, в том числе зона жилой застройки, были включены в состав территории Заволжского района города Ульяновска, который оказался в эпицентре этой «стройки века». УАПК с самого начала целиком был включен в сферу экономики и функционирования инфраструктуры Заволжского района. Осенью 1975 года состоялось знакомство членов бюро Заволжского райкома КПСС с Генеральным директором УАПК Сысцовым А.С., в общих чертах информировавшим о первоочередных задачах УАПК. 

Ускоренными темпами дирекцией УАПК решались вопросы комплектования кадрами, производства проектных и изыскательских работ в целях одновременного строительства завода и громадного жилого массива. Непрерывно шёл набор кадров со всех концов страны, их обучение и направление на родственные предприятия СССР для повышения квалификации. Эта работа была активизирована после объявления Центральным Комитетом ВЛКСМ 21 января 1976 года строительства УАПК Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В связи с этим были определены задачи и зоны ответственности комсомольских органов Ульяновской области, в том числе Заволжского райкома ВЛКСМ (1-й секретарь райкома Борисов Николай Иванович, председатель постоянной комиссии по делам молодёжи Совета народных депутатов Заволжского района).

Официальным днём рождения УАПК, как известно, считается 10 июня 1976 года, когда после проведения геодезической разметки корпусов и цехов завода и жилого массива на бывших пахотных землях совхоза «Чердаклинский», поселков Мирный и Лощина Чердаклинского района, при участии первого секретаря Ульяновского обкома КПСС Скочилова А.А., первого генерального директора авиакомплекса Сысцова А.С. и представителей общественности был вбит первый колышек под свайный фундамент главного корпуса авиастроительного завода. 

Однако, уже с начала 1976 года, в целях комплектования кадрами всей стройки и дирекции УАПК, было развернуто жилищное строительство в Засвияжском районе, где размещались основные предприятия стройиндустрии Ульяновска, и в Заволжском районе – на обеспеченных инженерными сетями свободных площадках Верней Террасы - IV микрорайона (улица Врача Михайлова) и микрорайона II-1 (улица Димитрова, улица Гоголя). В частности, в IV микрорайоне до конца 1976 года домостроительным комбинатом (ДСК) были введены жилые дома общей площадью 55 тысяч квадратных метров. Все строительные конструкции доставлялись автотранспортом из Засвияжского района Ульяновска, что создавало множество транспортных проблем, в том числе связанных с ограниченной пропускной способностью моста через реку Волга. 

Совместным постановлением бюро райкома КПСС (1-й секретарь райкома Поляев Владимир Евсеевич) и исполкома районного Совета (председатель исполкома Ергин Вилорик Владимирович) была поставлена задача – строить IV-й микрорайон (у парка 40 лет ВЛКСМ) как образцовый. При помощи городских ведомств Ульяновска была в 2 раза расширена проезжая часть улицы Врача Михайлова, открыто по ней движение троллейбуса. За 1976-1979 годы по линии ЖилУКСа УАПК в IV-м микрорайоне было построено две школы (№ 44, 22), три детских сада (в одном из которых временно был размещен роддом), торговый центр, магазин «Волга» в доме по улице Врача Михайлова № 52, с большой фантазией были оборудованы детские площадки.

В 1977-1979 годах жилая застройка микрорайона II-1 В.Террасы (улица Димитрова, Гоголя) осуществлялась Главульяновскстроем (жилые дома, детский сад), а также Димитровградским управлением строительства (ДУС) Минсредмаша СССР. В частности, ДУС был построен многоквартирный дом с магазином и предприятиями обслуживания           (улица Димитрова, дом 6) и ряд 5-этажных блочных домов, 3 дома по улице Мелекесской для работников этого ведомства, прозванные народом «Три богатыря». По линии УКСа ульяновского горисполкома здесь также был построен кооперативный (108-кв) жилой дом – улица Димитрова, 8. 

Вместе с жилым домом по улице Тельмана 44Б была построена детская поликлиника. В целях ускорения темпов строительства УАПК руководством СССР было принято решение о привлечении к решению этой задачи военных строителей. Управление военно-строительных частей (УВСЧ-26) Минобороны СССР было временно размещено на площадях школы № 54, а его командование (полковник Парыгин В.Г.) – в жилом доме по улице Димитрова, дом 10. После передислокации УВСЧ-26 в построенный для них военный городок в здании школы № 54 временно (до его перевода на новые площади) был размещен лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП-1) УВД Ульяновской области. 

Позже (в 1989 году) взамен школы № 54 за счет средств УАПК была построена новая школа № 74 (улица Гоголя, дом 40). В здании бывшей школы № 54 в настоящее время действует педагогическое училище № 4. На улице Мелекесской военные строители Минсредмаша СССР были размещены в построенном ДУС военном городке, где сейчас располагаются Заволжский суд и военкомат, а также районный отдел полиции Управления МВД России по Ульяновской области.

Всего к концу 1980 года в Заволжском районе за 5 лет было построено 490 тысяч квадратных метров жилья, в том числе в его исторической части (Верхняя и Нижняя Террасы) – 350 тысяч квадратных метров. Численность населения района за этот период увеличилась в 1,5 раза и составила 80 тысяч человек.

Нет оснований утверждать, что всё происходило без проблем, как говорится без сучка и задоринки. Проблемы были, в том числе объективного характера. В частности, при быстром нарастании объемов жилищного строительства обнаружился дефицит холодного водоснабжения (пришлось вводить график подачи воды). Увеличение числа скважин водозабора в парке 40 лет ВЛКСМ не решило проблемы. Поэтому в 1979 году городу пришлось решать вопрос строительства водовода диаметром 300 мм. от сетей Машзавода имени Володарского (Нижняя Терраса) до станции водоснабжения в парке 40 лет ВЛКСМ. 

Позднее, при строительстве домов в микрорайоне II-1 Верхней Террасы обнаружились проблемы в обеспечении их теплоснабжением от котельной завода «Комета». Примерно в 1980 году пришлось срочно решать вопрос строительства теплотрассы диаметром 500 мм. вдоль частных домов на Димитровградском шоссе от сетей промкомзоны УАПК до микрорайона II-1. Кстати, дефицит мощностей котельной завода «Комета» стал в тот период единственной причиной, не позволившей построить предусмотренный титулом УАПК современный автожелезнодорожный вокзал на 300 пассажиров вблизи от действующего железнодорожного вокзала станции Верхняя Терраса. Поэтому и сейчас мы имеем здесь то, что получилось – старый железнодорожный вокзал и более чем скромную автостанцию на Верхней Террасе.

Одной из важных задач районной власти было решение вопросов медицинского обслуживания населения, а также обеспечения граждан услугами предприятий торговли и общественного питания на действующих площадях. При этом финансирование деятельности на территории района учреждений образования (школ и находящихся в ведении города дошкольных учреждений) и медицинских учреждений осуществлялось за счет средств бюджета Заволжского района. Активно решало вопросы обслуживания населения предприятиями торговли руководство Райпищеторга, который тогда возглавлял Шлапак Михаил Васильевич. 

При возникновении проблем, до ввода капитальных торговых объектов, им оперативно решались вопросы установки павильонов «Уралочка» для обеспечения торгового обслуживания населения в пределах пешеходной доступности. Медицинское обслуживание осуществлялось действующими учреждениями этой сферы (ЦГБ со стационаром и поликлиникой на 800 посещений в смену, больница медсанчасти Машзавода имени Володарского). Борисов Николай Иванович в июне 1977 года был избран заместителем председателя Заволжского райисполкома, с широким спектром обязанностей – от ЖКХ до контроля цен и правил торговли.

В связи с резким ростом численности населения Заволжского района, обусловленного строительством УАПК прежде всего за счет приезжающей на эту стройку молодежи, самое пристальное внимание уделялось повседневному решению вопросов обеспечения правопорядка, профилактики правонарушений и преступлений, в том числе силами добровольных народных дружин (ДНД) предприятий и организаций, оперативного комсомольского отряда района. Важно, что в то время райотдел милиции был отделом исполкома Заволжского районного Совета народных депутатов, а председатель исполкома был (по должности) начальником штаба ДНД района. На всех крупных предприятиях района также действовали штабы ДНД. Результатом общих усилий было то, что в районе не было допущено резонансных преступлений и массовых нарушений общественного порядка.

В целом, в те годы на Родине В.И. Ленина, особенно в Заволжском районе, преобладал всеобщий настрой оптимизма, обусловленный невиданными для Ульяновска темпами строительства объектов производственного и социально-культурного назначения. При этом главные дела государственной важности свершались на площадке строительства производственных корпусов УАПК и в Новом жилом районе авиастроителей. Именно они были стратегическими направлениями, определяющими приоритеты всей деятель-ности по созданию Ульяновского авиакоплекса.

Материал подготовлен Борисовым Н.И., Специалистом ОПЦ Ленинского мемориала, председателем Общественно-полезного фонда сохранения памяти создателей Ульяновского авиакомплекса.