Ульяновцы не смогли «Освистать шедевр»
Программа с провокационным названием «Освистать шедевр» не дала публике ни единого шанса выразить неудовольствие. Исполнителям – скрипачу Сергею Поспелову Ульяновскому государственному академическому симфоническому оркестру «Губернаторский» и главному дирижёру Эдуарду Дядюре – выпали лишь горячие аплодисменты и возгласы «браво!»
Концерт стал третьим в новом просветительском концертном цикле филармонии «Симфонический навигатор», в котором автор и ведущая, кандидат искусствоведения Олеся Фиалко даёт слушателям некие ориентиры для вдумчивого слушания и понимания музыкальных произведений. На этот раз публике предложили познакомиться с произведениями, которые прошли путь от провала до признания.
В Ульяновске Скрипичный концерт Яна Сибелиуса был буквально обречён на успех. На сцену вышел один из самых ярких молодых исполнителей современности – лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, активно концертирующий скрипач Сергей Поспелов. Его артистизм, виртуозность и яркая эмоциональность отразились на воодушевлении оркестра – и эту открытость с энтузиазмом оценила публика.
– Я играю вторую редакцию этого концерта, – рассказал Сергей Поспелов. – Насколько мне известно, первую редакцию запрещено играть. Семья Сибелиус держит ноты у себя и даёт их для исполнения лишь изредка, наверное, в память о великом композиторе. Скрипачи не любят эту версию – она более долгая и, может быть, менее интересная в плане каких-то выигрышных исполнительских моментов. Очень важна для произведения форма. Даже красивая музыка может быть не принята, если форма не доработана. А когда форма выверена, когда у всего произведения есть точка золотого сечения, общая кульминация, это влияет на судьбу произведения. Неслучайно первая редакция до сих пор числится в неудачах, а вторая звучит в мире очень часто – каждый день по много раз.
Оркестр исполнил произведение, которое появилось на свет благодаря невероятной настойчивости Людвига ван Бетховена. Композитор не только дважды переписал свою оперу «Фиделио», но и, стремясь к совершенству, сочинил к ней четыре увертюры. Две из четырёх увертюр («Леонора № 3» и «Фиделио») регулярно исполняются практически каждым симфоническим оркестром.
А вот автор «Классической» симфонии Сергей Прокофьев сам предполагал, что его музыка, соединившая обращение к традициям венского классицизма и новаторство, не будет принята маститыми преподавателями консерватории, но ошибся. Удивительно, что композитор писал первую симфонию – такую важную в судьбе каждого композитора, не боясь того, что она, возможно, получит негативные отзывы.
С таким явлением, как освистывание, современные исполнители не сталкиваются, но их вполне может ожидать холодный приём.
– Конечно, и у меня были какие-то «холодные» концерты – в плане отдачи от зала, особенно в небольших северных городах, где люди не привыкли так ярко делиться эмоциями, как в городах южных, – признался Сергей Поспелов. – Бывает, люди по каким-то причинам «закрываются» и думают на концерте о чём-то своём. Тогда нет энергетической отдачи, и в такую пустоту трудно играть. Другое дело, когда люди «горят», внимательно слушают, может, хотят что-то познать – в психологии это называется контактностью высшего типа. Я думаю, нет плохой музыки – есть плохой исполнитель. Если играть о чистого сердца, это должно понравиться слушателю.
Концерт состоялся в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
